Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Брянская область

23 июля 2018 года Вышли из боя достойно

Председатель совета ветеранов МО МВД России «Новозыбковский» Роман Ковалев рассказал об одном из эпизодов своей командировки в Чечню.

Председатель совета ветеранов МО МВД России «Новозыбковский», полковник милиции в отставке Роман Иванович Ковалев с ноября 2007 по июнь 2008 года возглавлял Оперативную группу Временной оперативной группировки органов и подразделений (ОГ ВОГОиП) МВД России по Шатойскому району Чеченской Республики. В тот момент он был начальником новозыбковского отдела милиции, а сегодня Роман Иванович возглавляет совет ветеранов, формирует экспозицию для музея ОВД в Новозыбкове, в том числе – пишет о пережитом в годы службы.

Предлагаем его воспоминания десятилетней давности о командировке на Кавказ.

После новогодних праздников обстановка в Аргунском ущелье Чечни, особенно в подконтрольном нам Шатойском районе, обострялась день ото дня. Поступала оперативная информация о подготовке боевиками диверсионно-террористических актов против федеральных сил и местных жителей, начинающих привыкать к мирной жизни. Разведданные свидетельствовали об активном передвижении отдельных групп горных «шайтанов» в районе Шаро-Аргуна, Асламбек-Шерипова, Шатоя и Вашендароя. Они налаживали контакты с местными жителями по снабжению своих баз продуктами и теплой одеждой. А зима стояла для тех мест суровая, морозы достигали 25 градусов. Все реки и ручьи перемерзли, как там выживала знаменитая форель – непонятно. Старожилы говорили, что такой холодной зимы не было с памятного им 1944 года. Каково же было боевикам в зимних горах в своих пещерах! Да и нам приходилось несладко в палатках старого образца на открытом всем ветрам горном плато на высоте 680 метров над уровнем моря. Дров на отопление нашего жилища уходила уйма. А доставлять их своим ходом, так называемым самовывозом, со складов в Ханкале, что около Грозного, приходилось более чем за пятьдесят километров по горной дороге.

В одном из населенных пунктов во время проведения засадных мероприятий по задержанию бандитов, прибывших за продуктами, в ночь с 13 на 14 января один боевик был убит, а второй тяжело ранен милиционерами постоянного состава Шатойского ОВД. Позже стало известно, что и третий получил ранение в голову. Об этом свидетельствовала утерянная им во время отступления вязаная черная шапочка с обильными следами крови. Преследование малочисленной группы боевиков результатов не дало, так как проводилось со значительным опозданием, по глубокому снегу и в незнакомой местности. Даже применение авиационной разведки горной местности результатов не принесло. Но наша разыскная собака Зевс с кинологом и оперативно-поисковой группой отыскали старую пещеру с оборудованной боевиками базой на пять-восемь человек с запасом продуктов, нарами и еще теплившимся очагом.

Базу уничтожили путем подрыва. Но опасность нападения со стороны ушедших от преследования боевиков оставалась. И проявилась она буквально на следующий день.

Вечером под старый Новый год мною было подписано боевое распоряжение для выхода автоколонны на склады в Ханкалу утром 15 января с целью пополнения запаса дров для отопления и горючего для автотранспорта. Колонна была небольшой по тогдашним меркам: три единицы транспорта, бензовоз и 12 сотрудников нашей оперативной группы для боевого охранения с необходимым для этого вооружением и экипировкой. Все было предусмотрено и согласовано с военным комендантом, в том числе инженерная разведка по пути следования колонны на маршруте Шатой – Аргун – Грозный – Ханкала и обратно.

Утро 15 января выдалось погожим. В начале восьмого все стоят в строю, старший доложил о готовности к выдвижению. Привычно провожу инструктаж, проверяю экипировку и вооружение у каждого бойца. Связь тоже исправна, опробовали, но сильно не шумим – в горах у местных есть уши. Приказываю двигаться на маршруте без остановок. Особенно подробно останавливаюсь на действиях бойцов в случае внезапного нападения на колонну. Напоминаю о необходимости в случае огневого контакта с противником немедленно открывать огонь на поражение, не допустить растерянности. Всем все понятно. С Богом! И мысленно желаю всем вернуться обратно.

…Почему-то неспокойно на душе. Прошел примерно час. Неожиданно громко через карман камуфляжа прозвучала моя «Моторола». Сердце на мгновение замерло. Старший колонны сообщил о нападении на них в районе поселка Чишки, что находится в Сельско-Грозненском районе, примерно в 15 километрах от нас. Два наших бойца ранены.

Пытаюсь, насколько это возможно в телефонном режиме, отдать распоряжения о дальнейших действиях колонны, недопущении тяжких последствий и добавляю в адрес старшего несколько неуставных фраз ненормативной лексики. Почему? Да потому, что колонна попала под наблюдение на ничем не оправданной остановке! Сообщаю в группировку о боестолкновении и распоряжаюсь о немедленном выдвижении к месту происшествия подкрепления. Сбор опергруппы, вооружение и инструктаж заняли буквально несколько минут.

Резко всех тороплю, хотя и без того бойцы действуют быстро и слаженно. Страха и неуверенности ни у кого не заметил, только решимость и злость. Неизвестно, что ждет каждого из нас там, в ущелье. Чишки издавна пользуются дурной славой, в этом месте несколькими годами ранее при обороне блокпоста погибли, но не сдались десять омоновцев и десантников. Сейчас об этом напоминают железобетонные блоки блокпоста со следами жестокого боя.

На двух «уазиках» выдвигаемся к Чишкам. Опытные ребята из нашего брянского ОМОН на бронированном и мы на нашем: мой заместитель, наш боевой доктор и кинолог со своим Зевсом. Добрались, как могли быстро, по узкому горному серпантину, спешились и здесь увидели наших. Обрадовались, что все живы. Доктора оставили для оказания помощи раненым Леону Вертопрахову и Николаю Медведеву, выяснив, что ранения не угрожают их жизни. Бледные и немного оглушенные, парни мужественно и немного виновато выполняли все команды доктора. О том, насколько они мужики и смелые до отчаяния профи из милицейского племени, я расскажу позже.

Сориентировавшись на месте, начинаем преследование противника и на ходу смотрим под ноги, чтобы не напороться на растяжку с гранатой.

Нападавшие выбрали выгодную для себя позицию на высоте, господствующей над колонной примерно метров на 20, в 80 метрах от дороги, в развалинах бывшего горного санатория. Лежку тоже оборудовали грамотно. Там находилось не менее двух стрелков. На месте обнаружили около сотни стреляных гильз калибра 5,45 и 7,62 мм и снаряженный магазин к автомату Калашникова калибра 5,45. По-видимому, они бросили его в спешке при отступлении, уклоняясь от боя с подоспевшей оперативной группой. Продолжая преследование, наш умница и красавец Зевс с кинологом и группой прикрытия ОМОН обогнул гору и привел нас к дороге. Здесь следы обрывались – наверняка боевиков подобрала поджидавшая их автомашина. Следов ранения нападавших мы также не обнаружили.

Несмотря на то, что мы находились в крайне невыгодных условиях, вышли из этой ситуации достойно, с минимальными потерями. Нападение отбито, люди живы!

В момент атаки боевиками колонны, когда первыми очередями был ранен в живот водитель «уазика-таблетки» прапорщик Вертопрахов, он, несмотря на боль и кровопотерю, не бросил управление автомашиной, не запаниковал. Умело маневрируя, вывел из-под огня поврежденную машину в мертвый – не простреливаемый огнем противника участок дороги. И тем самым спас многих своих товарищей, находившихся внутри незащищенного «уазика». Уйдя с машиной с дороги, Вертопрахов обеспечил маневрирование другим автомашинам колонны, не создал помех и свалки.

В то время, когда девять пуль продырявили «уазик» Леона Вертопрахова, другой такой же находчивый и бесстрашный милицейский прапорщик по фамилии Медведев, несмотря на полученную в плечо пулю, на ходу рванув дверь, вывалился из фургона «таблетки» и, заняв позицию за дорогой, мгновенно открыл огонь в сторону противника из своего Калашникова, отвлекая внимание боевиков на себя и одновременно лишая их возможности добить УАЗ. Он и так получил девять пробоин разного калибра и в разные места, однако остался на ходу и был выведен умелой рукой в безопасное место.

Бензовоз отделался простреленной кабиной и несколькими пробоинами в пустой цистерне. Наверняка бандиты надеялись, что он загорится и им будет что снять на камеру и доложить своему эмиру.

Потом все было как у Владимира Высоцкого в одной из его песен: «Конец простой: пришел тягач, и там был трос, и там был врач, и МАЗ попал куда положено ему».

После боя раненых эвакуировали в санитарную роту соседнего мотострелкового полка, была служебная проверка и расследование обстоятельств нападения с пристрастием и расстановкой всех точек над «i».

Ребята, получившие ранения, наотрез отказались от отправки домой по ранению и продолжили служить до самого нашего «дембеля» в июне 2008 года, когда мы, здорово уставшие, но счастливые, покидали чеченскую землю.

А ко Дню милиции поступил указ президента о награждении прапорщиков Леона Вертопрахова и Николая Медеведева медалями «За отвагу».

Роман Ковалев

Фото из архива ОИиОС УВМД России по Брянской области

Новость на сайте МВД Брянской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2018:07:23 11:52 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Брянская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Брянская область

Последние новости

Все новости