Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Кемеровская область

15 февраля 2019 года Мушавер царандоя

Вспоминая о событиях афганской войны, журналисты рассказывают, как правило, о столкновениях между моджахедами и советскими солдатами. Немногие знают, что в Афганистане служили и милиционеры. В середине 1980 года было создано оперативно-разведывательное подразделение МВД СССР «Кобальт» в составе 500 человек. В числе его первых сотрудников был Владимир Хоменко подполковник милиции, ныне – ветеран органов правопорядка со стажем службы в органах внутренних дел около 30 лет.

– Владимир Александрович, как вы попали в Афганистан?

– В состав создаваемого отряда «Кобальт» из Кузбасса было командировано 10 офицеров милиции, в основном руководители городских и районных отделов. Я тогда возглавлял Тяжинский РОВД. Подготовка проходила в кратчайшие сроки. В течение недели мы упражнялись в стрельбе из пистолета и автомата, бросали гранаты, учились ставить мины, знакомились с правилами оказания первой медицинской помощи. Одним словом, получали азы военной службы в боевых условиях. Одним из требований, которое к нам предъявлялось, был большой, не менее 10 лет, стаж оперативной работы.

– Почему?

– Первоначально предполагалось, что мы будем работать советниками (на фарси – «мушавер») в МВД Афганистана для оказания помощи в формировании подразделений и обучении афганских милиционеров. Кстати, органы внутренних дел в Афганистане назывались царандоем. Фактически же оказалось, что будем служить в разведподразделении. Дело в том, что душманы тогда изменили тактику ведения войны, перешли на партизанские методы, ушли в горы. Мы собирали сведения о нахождении бандформирований и их баз. Полученные данные передавались военным для проведения бомбоштурмовых ударов. А кто лучше оперативников могли собрать информацию и проанализировать ее?

– Но ведь это очень тонкая, кропотливая работа даже в обычных, привычных условиях. А как вести ее в незнакомой стране?

– Нас сразу сориентировали, что мы должны искать информаторов среди афганского населения. В основном налаживали контакты на бытовой почве. Конечно, все происходило не за один день, чтобы найти достойный источник, нужно заслужить его доверие.

– Какого характера сообщения они присылали?

– У меня в блокноте сохранилось несколько записей от агентов. Например, что в одном из кишлаков собрана банда, и в ближайшее время бандиты с четырех сторон планируют нападение на посты опербатальона. Что у народа забирают чай, масло, деньги. Что 8 главарей бандитов собрались у старосты одного из населенных пунктов, видимо, разрабатывают план нападения. Что планируется взятие в плен советников (то есть, нас) и активистов. Что у главнокомандующего Басыра есть 80 человек, готовых добровольно отдать жизнь при нападении на нас. Это сохранившиеся сообщения, все остальные уничтожились.

– Каким вам запомнился Афганистан?

– Очень бедная страна, в 80-х годах крестьяне все еще пахали на быках деревянными сохами, металлическими на них были только наконечники. А боронили… ветвистыми деревьями. Дома в основном мазанки, везде нищета.

– Как был организован ваш быт?

– Песок замучил. Мы жили в палатках, рядом со штабом 201 дивизии. Это такой огромный организм, как минимум 12 тысяч человек. Солдаты натянули маскировочные сети, столы установили, офицеры питались в палатках, казалось бы, защищены от песка. И все равно, пища в тарелках была пополам с песком, никуда от него не денешься.

– Владимир Андреевич, расскажите об операциях, в которых вы участвовали.

– Обо всем разве расскажешь! На блокпостах, например, приходилось участвовать в досмотре проходящих людей и проезжающего транспорта. И вот что удивительно. У нас в машине едут столько человек, на сколько она и рассчитана. Там же такое количество народу в салон набивалось (неизвестно, как люди размещались), что при досмотре выходили они из этой машины просто нескончаемым потоком! Моей задачей в это время было следить за порядком. Однажды защитил одного старика, хорошо одетого, его почему-то посчитали басмачом. Нет, думаю, сначала разобраться надо. …На операции обычно вооружались автоматом Калашникова, несколькими гранатами, пистолетом. Патрон в патронник загоняли загодя, чтобы в случае внезапного нападения выстрелить как можно скорее. Меньше брали еды, больше оружия, лучше ведь не поесть, но живым остаться.

– Сейчас не жалеете, что Афганистан был в вашей жизни?

– По прошествии стольких лет жалеть нет смысла. Я получил там хороший жизненный опыт. Научился перепроверять информацию, прежде чем принимать ответственное решение.

Новость на сайте МВД Кемеровской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:02:15 21:30 (МСК)

Регионы России: СФО, Кемеровская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Кемеровская область

Последние новости

Все новости