Развитие и функционирование кадровых подразделений системы органов внутренних дел РФ пересекли вековой рубеж. 12 октября 1918 года совместным решением Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата юстиции РСФСР была принята Инструкция «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции». Эта дата определена как профессиональный праздник «День работника кадровой службы органов внутренних дел».
Данный документ закрепил правовые основы, в том числе принципы отбора и прохождения службы, а также способствовал формированию целостной системы кадрового обеспечения – от общего отдела глав милиции до канцелярий и столов личного состава в губернских и уездных органах.
Ранее в министерствах и ведомствах Российской империи подбор и расстановка кадров являлись прерогативой столов-канцелярий. Далее эти функции осуществляла Канцелярия Наркома.
Сегодня головным подразделением службы является Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел РФ – подразделение центрального аппарата Министерства, определяющее и координирующее направления кадровой политики всего ведомства.
Кадровые специалисты МВД России проводят работу с рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, федеральными государственными гражданскими служащими, а также работниками.
В числе важнейших задач – подбор, расстановка, профессиональное обучение, воспитание сотрудников, обеспечение на должном уровне морально-психологического состояния личного состава, укрепление служебной дисциплины и законности, профилактика правонарушений коррупционного характера, обеспечение социальных гарантий служащих и членов их семей.
Своевременное обеспечение системы органов внутренних дел России грамотными и компетентными специалистами в соответствии с необходимой численностью – основная цель, способствующая осуществлению качественной работы каждого территориального подразделения.