В пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся брифинг заместителя руководителя
российской Госавтоинспекции генерал-майора полиции Владимира Кузина. В ходе
состоявшегося диалога были даны разъяснения о принятых поправках в правила
прохождения технического осмотра транспортных средств и об ответственности
за управление транспортным средством без диагностической карты.
Владимир Кузин напомнил, что 30 декабря 2021 года вступил в законную силу
Федеральный закон № 494-ФЗ «О внесении изменений в ст. 15 Федерального
закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ» и ст. 15
Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в
РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
РФ».
Так, в соответствии с законом легковые автомобили и мототранспортные
средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и
используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной
деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и
багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием
личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ,
а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по
вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся
в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Если в отношении транспортного средства проведена проверка технического
состояния в форме техосмотра и выдана диагностическая карта, содержащая
заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям
безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного
транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за
безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев
визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности,
создающей угрозу безопасности дорожного движения.
Владельцы транспортных средств, технический осмотр для которых стал
добровольным, вправе обращаться за проведением технического осмотра по
своему желанию.
В соответствии с поправками, при постановке транспортного средства на
государственный учет или совершения регистрационных действий, связанных со
сменой владельца, диагностическая карта предоставляется на транспортное
средство, если с года его изготовления прошло более четырех лет, включая год
изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное
средство.
В случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением
конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства,
наличие оформленной диагностической карты также необходимо, вне зависимости
от года его изготовления.
Данная диагностическая карта должна быть действующей и содержать заключение
о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
Указанные требования относятся ко всем транспортным средствам, за
исключением прицепов, принадлежащих физическим лицам и имеющих разрешенную
максимальную массу до 3,5 тонн (категории О1 и О2).
Проверка наличия действующей диагностической карты осуществляется с
использованием Единой автоматизированной информационной системе технического
осмотра (ЕАИСТО). Отсутствие в системе информации о действующей
диагностической карте является основанием для отказа в совершении
регистрационного действия.
Проверить сведения о наличии действующей диагностической карты в ЕАИСТО
можно на официальном сайте Госавтоинспекции (гибдд.рф).
Заместитель главы российской Госавтоинспекции подробно остановился на
положениях Федерального закона от 26 июля 2019 № 219-ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс РФ об административных
правонарушениях», которым скорректированы нормы об административной
ответственности за нарушения при проведении техосмотра.
Так, в частности признается утратившей силу часть 2 ст. 12.1 Кодекса
(управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем,
предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для
сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным
транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок
опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или
технический осмотр).
Одновременно ст. 12.5 Кодекса дополняется частью 1.1, устанавливающей
административную ответственность за управление транспортным средством, в
отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая
карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном
движении.
Кроме того, названная ст. дополняется примечанием, в соответствии с
которым лицо, совершившее указанное административное правонарушение, не
привлекается к административной ответственности за второй и последующие
случаи выявления такого административного правонарушения в течение двадцати
четырех часов с момента первого выявления административного правонарушения.
Указанные положения Федерального закона от 26 июля 2019 № 219-ФЗ вступают в
силу с 1 марта 2022 года.