В прошедшем году в три раза увеличилось количество проведенных общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Органами внутренних дел обеспечивался общественный порядок при проведении более 32 тыс. мероприятий, в которых приняло участие практически 5 млн. человек.
Возросшая нагрузка на сотрудников полиции по обеспечению общественного порядка при проведении указанных мероприятий, не оказала влияния на результаты оперативно-служебной деятельности.
Оперативная обстановка оставалась стабильной, кардинальных изменений в структуре и динамике преступности не произошло.
По данным опроса общественного мнения, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2013 году Свердловская область входит в 20 лучших регионов России с наименьшим уровнем социальной напряженности и наиболее высоким уровнем безопасности личности.
Так, по итогам года количество преступлений снизилось на 3,2% (69 тысяч 231), что в целом соответствует сформировавшейся в последние годы тенденции.
Сократилось (-5,3%;1441) количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом (-8,7%; 306), грабежей (-12,3%;2945); разбоев (-7,4%;513); краж (-4,1%; 28566), неправомерных завладений автотранспортом (-3,9%; 1335).
При снижении общего числа зарегистрированных преступлений возросла их раскрываемость (+1,2%).
Результативность работы органов внутренних дел по раскрытию убийств и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью составила 90%, возросли темпы раскрытия преступлений прошлых лет (+2,3%).
За истекший период рассмотрено более миллиона (1 млн. 47 тыс.) заявлений и сообщений граждан о происшествиях и преступлениях, что на 90 тыс. больше, чем в 2012 году.
На «телефоны доверия» органов внутренних дел поступило более 5 тысяч сообщений граждан, это почти на 20% больше в сравнении с прошлым годом.
Обращаю внимание, что такая тенденция свидетельствует о возрастании степени доверия населения к органам внутренних дел.
Целенаправленно реализовывались мероприятия по противодействию организованной преступности, раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс.
Беспрецедентными по масштабу были мероприятия по розыску малолетней Белоусовой в Березовском городском округе. Через двое суток спасатели нашли тело ребенка. На следующий день по подозрению в совершении преступления был задержан ее родственник, ему предъявлено обвинение в убийстве.
Большой общественный резонанс вызвало убийство и изнасилование двух малолетних девочек, совершённое 23 июня 2013 года в Новой Ляле. Уже 26 июня лицо, совершившее преступление, было арестовано.
В рамках реализации поручений Президента РФ Владимира Владимировича Путина совместно с прокуратурой Свердловской области, СУ СК РФ по Свердловской области изобличена этническая преступная группа, состоящая из граждан Таджикистана, которые совершали преступления в отношении выходцев из Юго-Восточной Азии. С начала 2012 года ими был совершён ряд разбойных нападений в Железнодорожном и Орджоникидзевском районах города Екатеринбурга на предпринимателей из числа граждан КНР и Вьетнама.
Особое внимание в прошлом году уделялось контролю за лидерами уголовно-преступной среды.
В 2013 году выявлено 302 преступления, совершенных в составе организованных преступных групп, с общим количеством участников 164 человека.
Наряду с этим, задокументирована деятельность 4 банд и 3 преступных сообществ. Расследовано и направлено в суд 2 уголовных дела по ст. 209 «Бандитизм» и 3 по ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества».
В качестве положительного примера можно привести:
- раскрытие 12 разбоев на ночные объекты торговли и АЗС в Екатеринбурге, совершенные группой из 5 человек, в которую входили граждане Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.
В рамках декриминализации экономики области подразделения экономического блока ориентировались на выявление и пресечение преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, госзакупками, привлечению к ответственности коррупционеров высшего звена.
Значительно возросла результативность по выявлению преступлений экономической направленности, связанных с освоением бюджетных средств, почти на 20% (550).
В результате (+1,7%) увеличилось число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные преступления.
Возросло количество уголовных дел (+3,4%; 367), направленных в суд по результатам расследования коррупционных преступлений, при этом практически ¾ (+12,1%; 305) из них составляют тяжкие и особо тяжкие составы.
По фактам противоправных действий в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд выявлено практически в 2 раза больше преступлений.
В числе основных направлений оперативно-служебной деятельности отдельным блоком выделялось выстраивание алгоритма адекватного реагирования на относительно новые, но приобретающие все большую популярность у преступников криминальные посягательства. Речь идет о хищениях денежных средств из банкоматов и платежных терминалов.
В 2013 году зарегистрировано 66 (+200%) преступлений, связанных с хищением денежных средств из банкоматов. Общий ущерб составил 40 млн. 641 тыс. рублей.
Так, в сентябре 2013 года в г. Сухой Лог сотрудниками уголовного розыска пресечена деятельность организованной преступной группы в составе 5 человек, специализировавшейся на хищениях денежных средств из банкоматов. Участникам группы инкриминированы 18 эпизодов преступной деятельности, связанных с грабежами и разбойными нападениями с целью завладения денежными средствами из банкоматов. Причиненный ущерб составил более 10 млн. рублей.
Прошедший год потребовал максимальной концентрации сил и средств всех правоохранительных органов на защиту граждан от угроз терроризма и экстремизма.
Консолидированными усилиями удалось не допустить на территории области экстремистских и террористических проявлений. В то же время предпосылки для их появления имеются и у нас.
Продолжаем расширять перечень информационных систем общего пользования, по которым могут поступать сообщения о происшествиях.
В настоящее время органами внутренних дел гражданам оказывается 40 государственных услуг в электронном виде. Наиболее востребованными являются услуги по линии Госавтоинспекции и лицензионно-разрешительной работы, в первую очередь – регистрация авто-мототранспорта и получение разрешений на оружие.
Посредством электронных технических систем к нам обратилось более 100 тыс. человек.
Данное направление мы будем развивать в качестве приоритетных.
Упрощение алгоритма взаимодействия с населением позволяет нам на практике выстраивать партнерскую систему взаимоотношений с обществом.
Особая роль в данном направлении отводилась общественным советам. Уже сейчас каждая спорная ситуация, в которой может пострадать репутация сотрудника полиции, открыто и принципиально подвергается оценке членами общественных советов.
В дальнейшем мы собираемся только укреплять такое взаимодействие.
В то же время ряд проблем социального и правового характера значительно осложняют оперативную обстановку.
Не стоит забывать, что сегодня, каждый второй привлекаемый к уголовной ответственности не имеет постоянного источника дохода.
Серьезным криминогенным фактором является алкоголизация населения, что подтверждается количеством преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, их зарегистрировано 13 тысяч.
Сохраняются проблемы, связанные с отсутствием на территории области медицинских пунктов для содержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и не нуждающихся в оказании медицинской помощи.
Вы знаете, что в 2011 году в рамках реформирования органов внутренних дел, упразднены медицинские вытрезвители.
На наш взгляд отсутствие мест для содержания до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах, на улицах в состоянии опьянения, негативно отражается на криминальной ситуации в области.
В рамках реализации решений Правительственной комиссии по профилактике правонарушений Министерством внутренних дел совместно с Минздравом в Правительство России направлены предложения о создании в городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек специализированных учреждений для помещения лиц, находящихся в состоянии опьянения и не нуждающихся в оказании медицинской помощи, с определением порядка предоставления им соответствующих услуг на возмездной основе и финансирования деятельности указанных учреждений.
Распространение такой практики в нашем регионе оказало бы существенный положительный эффект.
Кроме того, предлагаю ещё раз вернуться к подготовке правовой основы участия граждан в охране общественного порядка, тем более, что на уровне федерации данный вопрос находится в стадии решения.
В прошлом, как и в текущем году, особую остроту приобрели проблемы подростковой преступности и наркотизации населения.
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло по итогам 2013 года более чем на 7,0% (2,3 тыс.). С одной стороны это связано с окончанием положительного влияния «демографической зимы» 90-х годов на уровень подростковой преступности, с другой нерешенными проблемами организации досуга несовершеннолетних и усугублением состояния, так называемых неблагополучных семей.
Прошу с пониманием отнестись к тому, что решение проблемы подростковой преступности только полицейскими мерами невозможно.
Поэтому мы всегда поддерживаем и принимаем участие совместно с субъектами профилактики в различных инновационных проектах в этой сфере.
Приведу, на мой взгляд, несколько ярких примеров:
В городе Лесной реализуется межведомственная программа социально-психологической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения «СОЮЗ» (служба оперативной ювенальной защиты). Суть Программы заключается в том, что на место происшествия к ребенку, подвергшемуся жестокому обращению, по вызову инспектора по делам несовершеннолетних в срочном порядке выезжает дежурный специалист междисциплинарной команды службы «СОЮЗ» для своевременного оказания экстренной психологической помощи и проведенного комплекса социально-реабилитационных мероприятий: медицинских, педагогических и других, снижая последствия психотравмирующих воздействий на детей.
В Ленинском районе города Нижний Тагил разработана программа «Перекресток» по ресоциализации условно осужденных подростков. Психологи социального отдела, в соответствии с шестисторонним соглашением о взаимодействии (суд, прокуратура, уголовно-исполнительные инспекции, полиция, Управление по делам молодежи Администрации города, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), проводят курс ресоциализации несовершеннолетних через организацию индивидуальных психолого-педагогических программ коррекции личности.
При вынесении обвинительного приговора в отношении несовершеннолетнего судья, назначающий наказание в виде условного осуждения, при необходимости вменяет обязанность пройти курс ресоциализации в указанном отделе, которая рассматривается как условие отбытия условного наказания и является обязательной для исполнения.
В Тагилстроевском районе города Нижний Тагил на базе автономной некоммерческой организации «Центр семейной терапии и консультирования» реализуется программа «Вместе защитим», вошедшая в сборник лучших конкурсных программ и проектов общероссийского Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации.
В рамках этой программы действует городской общественный совет по профилактике жестокого обращения с детьми, на базе Центра создана общественная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, а также подросткам, совершившим преступления.
К сожалению, такие программы пока не получили повсеместного распространения.
Что касается незаконного оборота наркотиков, то продолжаем фиксировать рост преступлений данной категории (+41,7%).
Несмотря на то, что это инициативный состав и его рост свидетельствует о повышении эффективности работы, ее состояние вызывает у нас серьезную обеспокоенность.
Сейчас уже можно говорить о том, что основная масса потребителей перешла от традиционных наркотиков, таких как героин, на синтетические.
В прошлом году доля изъятой «синтетики» составила 70% в общем объеме или около 62 кг, в текущем году органами внутренних дел только за 2 месяца из незаконного оборота изъято уже 54 кг синтетических наркотических средств.
Несмотря на то, что практически ¾ всех выявленных наркопреступлений приходится на органы внутренних дел, антинаркотическая работа органов внутренних дел могла быть еще более продуктивной.
В таком крупном субъекте как Свердловская область до настоящего времени не было условий для проведения исследований ряда наркотических средств. Соответствующие исследования проводились в г.Пермь, что естественно осложняло работу правоохранительных органов.
Совместно с Правительством области, Уральским федеральным университетом нами выработан алгоритм решения данной проблемы. Надеюсь, в текущем году все необходимые исследования мы будем проводить на территории нашей области.
Отдельно остановлюсь на реализации административных функций полиции. Пресечено более 2 млн. 800 тыс. административных правонарушений, в том числе более 2,5 млн. по линии безопасности дорожного движения.
При таком значительном объеме работы на сегодняшний день складывается непростая ситуация, связанная с исключением несвойственных для полиции составов административных правонарушений.
По результатам правоприменительной практики Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ установлено, что до настоящего времени на органы внутренних дел возложены полномочия по осуществлению производства по 41 составу административных правонарушений, из которых 17 не связаны с основной деятельностью полиции.
Совместно с комитетом Законодательного собрания по вопросам законодательства и общественной безопасности мы уже начали работу в данном направлении. Надеюсь на содействие в решении данного вопроса всего депутатского корпуса.
В прошедшем году в полном объеме продолжена работа по обеспечению согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при реализации областной целевой программы «Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области» на 2011-2015 годы».
Хотел бы поблагодарить вас за поддержку при принятии решения по выплатам вознаграждения гражданам за добровольную сдачу оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В прошедшем году финансирование сыграло положительную роль. Более чем на 62% возросло количество добровольно сданного гражданами из незаконного оборота оружия.
На текущий год на эти цели запланирован 1 млн. рублей.
Для Свердловской области, как региона с высочайшим уровнем автомобилизации особенную актуальность приобретают вопросы безопасности дорожного движения.
Несмотря на общее снижение числа зарегистрированных в области ДТП (-11,8%) и погибших в них людей (-18,9%) ситуация с аварийностью на дорогах области остается чрезвычайно сложной.
Существенным подспорьем являются системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД.
С их помощью вынесено более 400 тысяч постановлений по делам об административных правонарушениях.
В прошедшем году на эти цели выделялось более 110 млн. рублей. В текущем планируется уже 124 млн.
Тем не менее, состояние дорог, обеспеченность их средствами автоматического контроля, по-прежнему являются одними из актуальнейших вопросов безопасности дорожного движения.
Усилиями только органов внутренних дел ситуацию переломить не удастся. В работе должны активно принимать участие органы государственной власти Свердловской области и местного самоуправления.
На основе анализа криминогенных факторов по итогам 2013 года и прогнозируемых тенденций криминальной ситуации нами определены основные направления работы подразделений Главного управления и взаимодействия с другими субъектами обеспечения правопорядка.