В воскресенье, 3 июля, исполнится 80 лет со дня образования службы ГАИ-ГИБДД. Государственная автоинспекция была образована в 1936 году: постановлением Совета народных комиссаров было утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД CCCP». В июне 1998 года ГАИ стало носить название Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Как и прежде, приоритетные задачи работы дорожной инспекции – это безопасность, профилактика и выявление нарушений ПДД водителями и пешеходами.
Штатная численность подразделения ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Шалинский» на сегодняшний день составляет 21 человек. Сравнительно недавно службу возглавил молодой руководитель Сергей Волков, который ранее служил в должности инспектора дорожного надзора.
Как рассказывает инспектор по пропаганде шалинской дорожной полиции Татьяна Никифорова, коллектив в основном молодой: многим нет ещё и 30 лет, а стаж работы большинства из них не превышает пока трёх лет. Но есть и «корифеи» службы, которые давно трудятся в отделении и помогают молодым сотрудникам освоиться, делятся знаниями и опытом. Это командир отделения ДПС Александр Коньков, старший госинспектор ОГИБДД Юрий Колташев, инспектор исполнения административного законодательства Елена Швецова. Стаж их работы в ГИБДД давно перешагнул 10-летний рубеж.
Но и они, уже умудрённые годами службы, не забывают наставления старшего поколения ветеранов Госавтоинспекции, которые стояли едва ли не у истоков дорожной службы в Шалинском районе.
Накануне 80-летия Государственной инспекции безопасности дорожного движения мы, автор этих строк и инспекторы отделения ГИБДД МО МВД России «Шалинский» Илья Баглаев и Александр Кадочников, отправились вместе с ветераном шалинской ГАИ Павлом Антипиным на ежегодную акцию для детей «Безопасное колесо». В тот день она прошла на базе летнего оздоровительного лагеря в Илимской средней школе.
По пути, под шум колёс патрульного автомобиля ДПС, Павел Васильевич поделился воспоминаниями о службе, которой он посвятил без малого 23 года своей жизни:
- Родился и вырос я в Сылве, с детства тянуло к технике. В старших классах полюбилось автодело. Вместе с аттестатом об окончании средней школы получил удостоверение тракториста, мог управлять хоть мотоциклом, хоть машиной. Когда пришло время, как положено, отслужил в рядах Советской армии.
В 1977 году после срочной службы, по рекомендации райкома комсомола пришёл в Шалинский РОВД, где мне предложили должность инспектора Госавтоинспекции. Не скрывали, что служба – не из лёгких и достаточно сложная. Но сложности меня, молодого парня, не пугали, и я согласился, не раздумывая.
После учебных курсов инспекторов дорожного надзора в Ижевске началась трудная, но увлекательная служба в звании старшины милиции.
- Почему трудная?
- Дороги тогда были – не в пример сегодняшним: грунтовка, об асфальте слыхом не слыхивали. До Старой Утки пока доедешь, уже никуда больше не хочется – кочка на кочке, яма на яме. Это сейчас мы на легковушке едем и только слегка покачиваемся, а в те годы, во время движения трясло, как в центрифуге.
Бывало и такое, что в сорокаградусный мороз приходилось выезжать на мотоцикле на дорожно-транспортные происшествия по всему Шалинскому району.
- Какая техника была на вооружении в вашу бытность?
- Сначала на ГАЗ-69 ездили, в 80-х годах выдали подержанный УАЗик, позже поступило два мотоцикла, в конце 80-х пригнали новый патрульный УАЗ. А больше ни на чём и не проехать было. Это сейчас красота: 15 минут и мы в Илиме. Радостно за ребят, которые сегодня служат (показывает на двоих молодых инспекторов, сидящих впереди).
- Дороги были плохие, транспорта было совсем мало. В основном занимались техосмотром
?
- Техосмотром занимался Госавтоинспектор, а просто инспекторы работали непосредственно на дорогах по выявлению нарушений ПДД. Я бы не сказал, что было мало транспорта. Легковых машин, да, было раз-два и обчёлся, но не забывайте, как активно раньше работали колхозы и леспромхозы: десятки, сотни единиц техники! А среди нарушителей-частников были в основном мотоциклисты. Легковушки, как я уже сказал, были далеко не у всех. Да на них по таким дорогам особо и не покатаешься.
На площадке возле школы собрались ребята и робко поглядывали на патрульную машину. Только после того, как инспекторы пригласили их ознакомиться со спецтехникой поближе, дети, словно муравьи, облепили автомобиль и принялись включать проблесковые маячки, сирену, «крякать» СГУшкой (сигнальное громкоговорящее устройство), а также мерили защитные каски и бронежилеты. Восторгу не было предела.
Затем прошла акция «Безопасное колесо», где ребята постигали основные правила уличного движения, а инспекторы шалинской ГИБДД и ветеран службы Павел Антипин давали юным участникам дорожного движения ценные советы.
- Кстати, Павел Васильевич, в годы вашей службы проходили ли подобные мероприятия для детей и вообще для жителей района?
- Обязательно! Пропаганда безопасности дорожного движения была неотъемлемой частью нашей работы. Правда, приходилось всё делать самим: и на дорогах с жезлом стоять, и проводить агитацию в школах и организациях, ведь специального инспектора по пропаганде в штате тогда не было.
Вот как о Павле Антипине писала районная газета «Путь к коммунизму» тех лет:
«Второй год работает в РОВД П.В.Антипин, он ведёт большую профилактическую работу среди населения по предупреждению правонарушений на дороге, выступает с лекциями и беседами, разъясняет правила дорожного движения, проводит рейды по безопасности движения, ведёт работу среди нарушителей».
На обратном пути мы остановились на перекрёстке в Сылве. Инспекторы Илья Баглаев и Александр Кадочников занялись своей непосредственной работой. Невольно созрел вопрос:
- Павел Васильевич, а как проходила проверка на дорогах, когда вы служили в ГАИ?
- Отвечу известной поговоркой «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Дядю Пашу Антипина тогда знали абсолютно все. Ну, попался кто-нибудь с нарушением, выпишу ему штраф по-человечески, особо не придираясь, предупрежу, лекцию прочитаю. А если уж ты второй или тем более третий раз попался со злостным нарушением, тут уж извини, дорогой: дружба-дружбой, а я на службе…
Да и сам водитель раньше был проще, с понятием, что ли. А сейчас молодым инспекторам, наверное, нелегко приходится – хамство на дорогах процветает…
Свою службу Павел Васильевич Антипин закончил в должности госинспектора технического надзора в звании майора милиции. Он стал одним из первых ветеранов шалинской Госавтоинспекции. За годы службы в органах внутренних дел был награжден медалями «За безупречную службу І, ІІ, ІІІ степени», значком «Отличник милиции».
Поздравляем всех сотрудников дорожной службы с профессиональным праздником. Молодым желаем успехов и адекватных автолюбителей, ветеранам – крепкого здоровья и бодрого настроения.
Владислав ЛУКАНИН (корреспондент газеты «Шалинсикй вестник»),
при содействии МО МВД России «Шалинский».
Фото автора.