Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Южный федеральный округ Республика Адыгея

28 октября 2016 года Специальный проект МВД. Ко Дню сотрудника органов внутренних дел РФ. Найти и обезвредить ...

И З В Е Р Г

(Дело Иванова)

На скамье подсудимых – невысокий, среднего телосложения человек. Пожилой. Ему за шестьдесят. Блеклый, невзрачный, обыкновенный. И хотя хорошо известно, что внешность человека может быть обманчива, как-то с трудом верится, что это он совершил преступление, леденящее кровь, - убийство двух маленьких девочек: Жиренковой Ани и Швец Вики. Эти убийства взбудоражили весь Майкоп, всю Адыгею. Еще в октябре 1993 года, когда пропали девчушки, тревога поселилась во многих семьях, особенно в которых подрастают дети. Из уст в уста передавались в троллейбусах, на рабочих местах, в квартирах предположения и домыслы о судьбах Вики и Ани. Однако реальность превзошла все ожидания: 7 апреля тела этих девочек были обнаружены на территории майкопской средней школы № 13 в выгребной яме возле туалета. Недалеко от домов, где они проживали…

Звучит приговор: «Именем РФ судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея… рассмотрев на открытом судебном заседании… дело по обвинению Иванова Николая Митрофановича, 4 июня 1930 года рождения, уроженца города Майкопа, русского, ранее не судимого…приговорила…назначить смертную казнь».

Вечером двадцать четвертого…

Девочки пропали без вести 24 октября 1993 года. В тот день Вика с Аней играли на улице, неподалеку от дома Иванова. Приблизительно после двух часов дня Вика Швец пришла домой и попросила маму отпустить ее к дедушке Коле. В гостях у него Вика бывала и раньше – играла с его собаками. А минут через сорок Маргарита Владимировна видела дочку и Аню Жиренкову в последний раз – у калитки дома Иванова.

Девочек хватились родители где-то около пяти часов вечера. Вера Андреевна Жиренкова, мама Ани, обошла все кругом, но так и не смогла ее найти. Примерно в шесть встревоженные родители постучались в калитку к Н.М. Иванову. Хозяин вышел к ним, внимательно выслушал и сказал, что детей у него в доме нет. Да, Вика заходила, но затем ушла. А Ани вообще здесь не было. Правда, он якобы видел, как к играющим на улице подружкам подошла пожилая женщина, что-то им сказала, и все вместе они ушли по улице 8 Марта. Ту же версию «очевидец» сообщил и работникам Майкопского УВД, которые после сообщения родителей об исчезновении их детей включились в розыск. Полгода спустя, на допросах, Иванов показал: «В двенадцатом часу ночи пришли сотрудники милиции, их было четверо. Я, дабы не вызвать подозрения, решил их впустить, чтобы они осмотрели дом».

Но трупов Вики и Ани в это время здесь уже не было…

Ищут родители, ищет милиция

Тела девочек, как известно, были найдены не скоро. А поэтому надежда все время жила в родительских сердцах. Надломленные исчезновением своих детей, эти люди все-таки держались мужественно. Они помногу раз обходили городские улицы, квартал за кварталом, встречались с представителями государственных органов, общественности по вопросам розыска детей, а получив информацию, что где-то, даже за тридевять земель, видели девочек, похожих на Аню и Вику, срочно спешили туда. Выступали они и на телевидении, по радио, в газетах, где сообщали приметы пропавших, обстоятельства их исчезновения. Родителей часто можно было видеть и в милицейских кабинетах. Вместе с сотрудниками органов внутренних дел они составляли ориентировки, искали причины похищения детей, отрабатывали различные версии.

К раскрытию этого преступления были привлечены практически все сотрудники уголовного розыска УВД города Майкопа, аппарата МВД Адыгеи, многие работники других служб и подразделений милиции. Так, 25 октября девочек уже искало 20 оперативных групп. В микрорайоне, где жили семьи Жиренковых и Швец, оперативники опрашивали жителей домов с целью установить возможных свидетелей. Проверялись подвалы, чердаки, коммуникации, автобусы и троллейбусы на линиях, опрашивались водители автоколонн. Радиус розыска постепенно ширился. К участию в этих мероприятиях были привлечены и военные. Так, с 27 по 29 октября триста военнослужащих прочесывали лесополосы в окрестностях города, дачи.

Отрабатывались различные версии похищения, например, удочерение, пересадка органов, использование для попрошайничества, вывоз за рубеж. В связи с этим сотрудники уголовного розыска ездили в служебные командировки в города Ставрополь, Минводы, Волгоград, Кропоткин и другие. Немало пришлось поколесить им и по Черноморскому побережью, особенно по тем местам, где находятся пограничные контрольно-пропускные пункты: ведь детей могли вывезти из страны контрабандным путем.

Были версии, касающиеся и религиозно-сектанских мотивов похищения. Среди них – захват детей членами секты «Белое братство». Для отработки данной версии в Киев ездил сотрудник уголовного розыска МВД Адыгеи.

Работники милиции тщательно проверяли любую информацию. К примеру, в марте 1994 года по домашнему телефону семьи Швец позвонила женщина из Санкт-Петербурга, учитель математики одной из городских школ.. Она рассказала, что на днях, на станции метро «Владимирское» видела девочку, похожую на Аню Жиренкову. Это было 8 марта, около 9 часов утра. Девочка эта просила милостыню, но выглядела вполне опрятно, аккуратно. Совместно с отцом Вики Швец милицией были проверены многие станции Санкт-Петербургского метрополитена. Здесь в основном опрашивались контролеры, продавцы газет, книг, цветов, а также лица, занимающиеся попрошайничеством.

Однако все эти меры не дали никаких результатов.

Душегуб находился рядом

Где находятся пропавшие дети, вернее, их тела, до апреля прошлого года знал лишь один человек – их убийца. Но как раз на него подозрения особо не падали. В первую очередь искали злоумышленников среди лиц, совершавших ранее преступления на сексуальной почве, среди душевнобольных и т.д. А Иванов производил впечатление порядочного, добродушного человека. Соседи помоложе даже называли его по-свойски дядей Колей. Вот и той роковой ночью отец Вики - Юлий Ефимович Швец даже видел, как Иванов нес в грязной простыне что-то тяжелое и объемное. Однако он подумал, что сосед просто выносит мусор с огорода. Кошмарной мысли, что тот выносит со двора трупы убитых детишек, у Юлия Ефимовича даже не возникло.

Задержали Н.М. Иванова спустя полгода, в апреле, вскоре после того, как тела девочек были обнаружены. Ведь все это время их розыск продолжался. С наступлением весны появилась возможность проверить еще одну из версий – выгребные ямы туалетов. Так как заморозки осенью начались рано, сразу это сделать не представлялось возможным. Судебно-медицинской экспертизой было установлено, что обе девочки были убиты почти одновременно, незадолго до гибели обе ели виноград. Смерть обеих наступила от ушиба головного мозга в результате закрытой черепно-мозговой травмы.

При обыске в доме у Иванова были изъяты различные предметы с бурыми пятнами, похожими на кровь. При биологическом исследовании этих предметов удалось установить, что на двери из коридора, на обналичнике входной двери, на куртке хозяина, вырезке с матраца, молотке найдена кровь. Причем той группы, какая была у Вики и Ани. Но не у хозяина дома. В ходе предварительного следствия Иванов признал совершение им развратных действий по отношению к девочкам и убийства Ани и Вики.

Как это было

В тот осенний день Иванов варил сок из винограда. Примерно в 13 часов к нему в гости пришла Вика. Она и раньше приходила сюда не раз – поиграть со щенками. Побыв немного, девочка ушла. А через некоторое время хозяин дома услышал, как залаяли собаки. Иванов выглянул на улицу и снова увидел Вику. На этот раз она была не одна. Вместе с девочкой пришла ее подружка – Аня Жиренкова.

– Аня тоже хочет собачек посмотреть, - сказала Вика. Но занятый делом старик возразил:

– Тебя собачки знают, а Аню нет. Поэтому мне надо быть с вами. А меня ждет работа. Вот когда управлюсь с делами, тогда могу пустить…

Было это приблизительно в 16 часов. Вскоре девочки снова пришли к знакомой калитке.

На допросах Иванов рассказывал об этом так:

«Снова собаки залаяли. Я подошел к калитке и увидел Аню и Вику. Тогда я их пустил. Они сперва подошли к собачкам, поиграли. Кушали виноград. Потом я решил поиграть с девочками и завел их в дом.. Но в комнату не стал заводить. Закрыл входные двери на ключ, двери в комнату также закрыл на ключ. Мы втроем остались в коридоре. Сначала я обнял Вику, поцеловал, потому что я ее больше любил. Она ничего не сказала. Когда я снял с нее трусики до колен, она стала плакать. Я закрыл рот рукой…»

Но тут, испугавшись, заплакала Аня. Разозленный «дядя Коля» оттолкнул ее, Аня упала на пол.

Молчи, - пригрозил ей старик.

Девочка умолкла.

Оставив Вику, Иванов схватил ее подружку. Аня вырвалась. И мужчина ударил ее кулаком по голове, у левого виска. Аня осунулась и затихла.

«Я сильно испугался, - рассказывал следствию убийца,- наклонился над ней. Она не дышит. Тогда я подумал: что делать? Если Вику оставить, она все расскажет. В таком возбужденном виде я нанес Вике удар по голове, и она тоже перестала шевелиться. После этого я еще сильнее испугался и стал думать, куда девать их…»

Под рукой, в коридоре на тумбочке, оказалась грязная простыня. Положив трупики на полотнище, душегуб связал простыню по углам на узел, а затем вышел на улицу.

Убийце необходимо было надежно спрятать тела. Но куда? Сначала он хотел бросить их в яму в своем огороде, но, решив, что яма эта не слишком глубока, делать этого не стал.

Дождавшись пока стемнело, преступник, озираясь, вышел со двора. Донес тяжелый узел до ворот школы, опустил его на землю и попытался просунуть под закрытыми воротами. Однако пространство это было настолько мало, что Иванов не смог этого сделать. Тогда мужчина поднял сверток и положил его сверху на калитку. А сам, через проем в заборе, который находился неподалеку, проник на территорию школы. Сбросив свой груз в выгребную яму и закрыв ее крышкой, злоумышленник вернулся домой.

При проверке следствием его показаний на местности (где, кстати, использовалась видеосъемка) убийца еще раз детально рассказал, как совершал преступление, а так же указал на место в коридоре, где издевался над детьми, показал, как наносил девочкам удары, провел сотрудников правоохранительных органов по маршруту, по которому он нес простыню со страшным грузом. Однако впоследствии Иванов от многих своих показаний отказался. В частности, он заявил, что не убивал девочек, что они у него дома не были и их крови здесь быть не может. Это он сам еще под Новый год падал во дворе. Но такое утверждение противоречит результатам судебно-медицинской экспертизы. И напротив, обстоятельства убийства, о которых поведал следствию Иванов, в деталях совпадают с ней. Да и на допросах «дядя Коля» рассказывал о таких подробностях, о которых мог знать только убийца. Например, рассказывая о том, как он убивал девочек, Н.М. Иванов упомянул, что, когда Аня упала, с ее ноги слетела босоножка, которую он впоследствии положил вместе с ней в узел.

К тому же, как выяснилось уже в ходе следствия, развратными действиями с маленькими девочками Иванов увлекался давно, еще много лет назад. К сожалению, об этом ничего не было известно родителям Вики Швец. Иначе они бы ни за что не пускали дочь в гости к тихому соседу. Ну а Аня попала к нему в дом практически случайно – вслед за подругой. Материалами уголовного дела вина Н.М. Иванова была полностью доказана. И суд вынес убийце самый суровый приговор.

ПОСТСКРИПТУМ: 4 марта 1995 года Иванов Н.М. скончался в следственном изоляторе от хронической легочно-сердечной недостаточности.

В.ЕРМАКОВ.

(«Газета «Советская Адыгея» от 29 апреля 1995 года)

Пресс-служба МВД по Республике Адыгея

Новость на сайте МВД Республики Адыгея

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:10:28 11:45 (МСК)

Тема: Сексуальные преступления против несовершеннолетних

Регионы России: ЮФО, Республика Адыгея

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Адыгея

Последние новости

Все новости