Новости

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Республика Коми

19 января 2017 года ДНК против преступности

«Расследование преступления – точная наука»,- говорил знаменитый персонаж Артура Конан Дойла Шерлок Холмс. Лондонский сыщик был наделен талантом подмечать мелочи. Этим искусством в совершенстве владеют специалисты ЭКЦ МВД по Республике Коми. Здесь работают специалисты по оружию, отпечаткам пальцев, почерковеды, биологи, компьютерщики, специалисты по химическим исследованиям, взрывотехники… Сейчас их методы работы отнюдь не дедуктивные, но дают существенные результаты. Именно эксперт, взяв множество анализов и кропотливо изучив всякие разные, казалось бы, ничего не говорящие мелочи, делает вполне определенный вывод, способный стать одним из основных доказательств в суде. Но «царицей доказательств», безусловно, является ДНК-экспертиза.

На клеточном уровне

Не так давно по Республике Коми прокатилась волна грабежей. Злоумышленники вскрывали банкоматы различных банков, унося с собой крупные суммы денег. Такие преступления были зафиксированы не только в Сыктывкаре, но и в Усть-Вымском районе республики. В том, что грабежи совершались одной группой, сомнений не было – все банкоматы были вскрыты по одной схеме.

И все же злоумышленников удалось задержать. После очередного ограбления на посту ГИБДД была остановлена машина, на которой как раз и ехала банда налетчиков. При них была крупная сумма денег. Но свою причастность к преступлениям они напрочь отрицали. Чтобы доказать, что задержанные причастны к ограблениям, совершенным в Республике Коми, специалистам Экспертно-криминалистического центра МВД по РК пришлось потрудиться. Было проведено несколько десятков экспертиз. Например, экспертизы по металлу, ДНК-экспертизы, а также трассологическая экспертиза по характерному износу обуви. С места преступления был изъят след обуви.

После задержания в квартире главаря банды были найдены кроссовки, след подошвы которых был идентичен тому, что был изъят с места преступления. Однако задержанный заявил, что кроссовки не его. Из дома главаря банды и из жилища его подельника была изъята вся обувь. Эксперты сравнили, как она стоптана. Выяснили, кроссовки долгое время носил один человек. Кроме того, в кроссовке были найдены биологические следы. ДНК-экспертиза доказала, что кроссовки носил именно главарь банды. Это стало стопроцентным доказательством причастности задержанных к ограблениям.

По словам начальника отдела биологических исследований ЭКЦ МВД по РК Владимира Ушакова, с помощью ДНК-исследований значительно повысился процент доказательности того, что изымается с мест преступлений. ДНК-экспертиза упрочила свое положение, фактически став «царицей доказательств». Разработанные научные методики, применяемое оборудование и реактивы позволяют устанавливать признаки ДНК, теоретически, даже по одной клетке любого биоматериала.

– Клеточка, которая несет в себе цепочку ДНК, – объект для исследования в ДНК-лаборатории. Это может быть слюна, носовые выделения, волосы, перхоть и так далее. Вообще, чтобы извлечь ДНК нужно всего-то 0,05 нанограммов вещества. Это даже меньше, чем капля, микрон, – поделился В.Ушаков. – В процессе выделения ДНК из биологического материала основная задача исследователей – хорошо отделить ДНК от сопутствующих ей белков. С мягкими тканями проблем не возникает, а вот работа с костью – более трудоемкий процесс.

Несмотря на это, специалисты ЭКЦ МВД по РК успешно проводят такие исследования. Был случай. В одном из районов республики обнаружен скелетированный труп. Эксперты определили – смерть насильственная. Но чье это тело – неизвестно. Как правило, чтобы установить личность неопознанного трупа, специалистам приходится исследовать учеты по всем пропавшим без вести людям. Затем искать родственников, а уж потом проводить ДНК-исследования. Выяснилось, что несколько лет назад в районе действительно пропал человек. Экспертам предоставили образцы ДНК предполагаемых родственников, а также одежду подозреваемого в совершении убийства.

– Мы провели экспертизу и установили, что на одежде подозреваемого есть кровь лица, чьи костные останки были найдены. То есть мы еще не знали, кто убит, но уже стопроцентно установили убийцу, – рассказал В.Ушаков. – После мы выяснили кто был убит. Вообще, с помощью ДНК-исследований сейчас раскрывается все больше преступлений прошлых лет.

Результаты подобных исследований заносятся в федеральную базу данных ДНК-информации. Благодаря этому можно вычислить рецидивистов. Например, в Воркуте по такой базе данных был установлен воришка. Злоумышленник оставил на месте преступления шапку-маску. Эксперты взяли с нее ДНК, ввели в базу данных и установили личность вора.

Контактное взаимодействие

Нож, топор, полено – любое орудие преступления хранит на себе не только следы потерпевшего. На любом орудии преступления всегда сохраняется и биологический материал преступника. Главное – найти его и извлечь генетический профиль. Геномная экспертиза не бессильна даже тогда, когда нет орудия преступления.

Владимир Ушаков уверен, что полностью уничтожить следы на месте преступления фактически невозможно, а, значит, многое в раскрытии зависит от эксперта, работающего на месте происшествия.

Работа на месте происшествия эксперта-криминалиста – это самый важный этап при раскрытии преступления. Поэтому сотрудники ЭКЦ МВД по Республике Коми регулярно выезжают в территориальные подразделения ведомства, где проводят теоретические и практические занятия с экспертами-криминалистами по работе с биологическими следами, что, уверен начальник отдела биологических исследований ЭКЦ МВД по РК Владимир Ушаков, дает положительный результат.

– Все чаще в районах преступления стали раскрываться именно благодаря геномной экспертизе, – рассказал В.Ушаков. – А это значит, что эксперты на местах стали качественно проводить осмотр места происшествия, изымая разные следы, в том числе и биологические. При этом мы находим следы даже тогда, когда, казалось бы, они полностью отсутствуют. У нас в профессиональном лексиконе есть такое выражение, как контактное взаимодействие. Это означает, что преступник может оставить свои следы, к примеру, на одежде потерпевших.

В одном из городов республики объявился, говоря народным языком, маньяк, который нападал на девушек в подъездах домов. Полицейские поймали его довольно быстро благодаря одной из потерпевших.

В составе следственно-оперативной группы на место очередного нападения выехал эксперт. Потерпевшая рассказала, что заходя в подъезд, видела, что следом зашел молодой человек, но не придала этому значения. Начала подниматься по ступенькам, как вдруг незнакомец схватил ее за ногу и попытался повалить на пол. Однако девушка дала налетчику отпор, правда, в ходе борьбы он порвал ей колготки. Именно на них эксперт в дальнейшем и обнаружил клетки эпителия нападавшего. Был установлен генотип злоумышленника, который впоследствии сравнили с генотипом всех подозреваемых, которых доставляли в отдел полиции. Так маньяк был пойман.

Еще один случай. В парке имени Мичурина г.Сыктывкара неизвестный напал на молодую девушку. Он подбежал сзади, одной рукой зажал ей рот, и попытался изнасиловать. И вновь девушка оказалась не робкого десятка, смогла вырваться. Злоумышленник скрылся.

Казалось бы, никаких следов налетчика не осталось. Но потерпевшая сообщила, что злоумышленник пытался стянуть с нее джинсы, и указала конкретное место, за которое он хватался.

Эксперт аккуратно обработал поверхность одежды и нашел клетки эпителия двух людей. Одни – девушки, а вторые принадлежали нападавшему. И вновь по ориентировке в полицию доставили молодого человека, генотип которого совпал с генотипом злоумышленника.

Иголка в стоге сена

Благодаря экспертам биологам было раскрыто жестокое убийство жителя Печоры, чьи останки были обнаружены в районе городского водозабора. Фрагменты полуразложившегося человеческого тела находились в сумке.

Первоначально необходимо было установить личность убитого, что и было успешно сделано. Определив его генотип, полицейские стали искать совпадения по базе данных. Но все было тщетно. Тогда было принято решение проверить всю территорию, расположенную вблизи места, где были обнаружены останки. Проверялись и места проживания граждан, которые когда-либо попадали в поле зрения правоохранительных органов.

Вскоре возле мусорного контейнера, расположенного возле одного из многоквартирных домов, было обнаружено одеяло с различными пятнами и разводами, в том числе и бурого цвета. Сотрудники ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по РК исследовали находку и установили, что пятна бурого цвета – это кровь, причем это кровь принадлежала человеку, чьи останки были найдены возле водозабора.

– Мы понимали, что на одеяле помимо крови есть и другие выделения человека, – поделился Владимир Ушаков. – И если мы исследуем их методом ДНК-анализа, то, возможно, получим ответ на вопрос: кому оно принадлежало раньше?

Эксперты сделали свою работу, что называется, на высшем уровне, определили генотип того, кому могло принадлежать одеяло. Задача номер два – найти этого человека. Несмотря на то, что это походило на поиск иголки в стоге сена, полицейские приступили к работе. Для начала было решено сравнить выявленный экспертами генотип с образцами всех жильцов многоэтажного дома, который располагался рядом с мусорным контейнером, а это 150 человек. В результате исследования был установлен владелец одеяла, который и совершил преступление.

– Параллельно был установлен и генетический профиль лица, чьи выделения были оставлены на ручках сумки с частями трупа, – продолжает эксперт. – И они совпали с искомым лицом.

Благодаря ДНК-экспертизе особо тяжкое преступление было раскрыто, установлен злоумышленник, совершивший его, а также собрана неопровержимая доказательственная база.

Оказалось, что ранее судимый житель Печоры, 1963 года рождения, встретил возле церкви знакомого, решили отметить это за бутылкой горячительного. Застолье устроили в квартире злоумышленника. Во время совместного распития спиртного между хозяином жилища и гостем произошел конфликт, в ходе которого злоумышленник нанес потерпевшему несколько ударов стулом по голове, в результате чего последний упал без сознания.

Хозяин квартиры не стал ждать, когда гость придет в себя, и ушел к знакомым, где продолжил распивать спиртное. Через несколько дней, вернувшись домой, он обнаружил тело погибшего знакомого. Пытаясь скрыть преступление, злоумышленник расчленил тело и выкинул останки в разных частях города.

НаСЛЕДил

ДНК-экспертиза помогает раскрывать самые различные преступления. Иногда по найденному биологическому следу, удается вывести на чистую воду серийных преступников. Именно такая история случилась в г.Усинске.

Благодаря геномной экспертизе была раскрыта серия краж из магазинов. Оказалось, что злоумышленник совершал набеги на торговые организации в течение нескольких лет. Задержать его удалось после того, как он похитил из магазина сейф, в котором находилась выручка за 3 дня в размере 435 тысяч рублей. В помещение злоумышленник проник, повредив пластиковое окно.

В составе следственно-оперативной группы на место преступления прибыл и эксперт. В результате грамотной работы он нашел след обуви и биологический материал, который мог оставить злоумышленник.

Исследовав следы, эксперты установили, что кражу совершил гражданин, причастный к ряду аналогичных преступлений, которые были совершены ранее. Это кража денежных средств, а также алкогольной продукции и табачных изделий из торговой точки. Общая сумма ущерба составила более 40 тысяч рублей. Еще ранее аналогичным способом были похищены денежные средства в размере более 40 тысяч рублей из магазина «Малина».

Более того, стражи порядка установили, что биологические следы злоумышленника, причастного к данным преступлениям, совпали со следами, оставленными на месте преступления аж в 2014 году, когда из магазина были похищены велосипеды.

Полицейские разослали приметы подозреваемого всем патрульным нарядам. Вскоре в дежурную часть полиции стали доставлять граждан, чьи приметы совпадали с приметами разыскиваемого. У каждого гражданина эксперты брали образец ДНК и сравнивали с генотипом, найденным на месте последнего преступления.

Вскоре серийный вор был задержан. Им оказался молодой человек, 1985 года рождения, которому были предъявлены обвинения в совершении не менее пяти краж имущества из магазинов. Усинский городской суд приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы и штраф.

Тотальная паспортизация

Все выявленные экспертами при раскрытии преступлений генотипы заносятся в Федеральную базу данных геномной информации в соответствии с Федеральным Законом от 3 декабря 2008 года № 242 «О государственной геномной регистрации в РФ». Геномная регистрация подразделяется на добровольную и обязательную.

Добровольная государственная геномная регистрация проводится в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории РФ, на основании их письменного заявления и на платной основе.

Обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; неопознанные трупы. Все эти данные вносятся в федеральную базу данных. Но главное, в нее заносятся все следы с нераскрытых преступлений – от убийств до краж.

– База данных геномной информации – огромное подспорье для правоохранительных органов. Ведь это позволяет найти злоумышленников по всей стране, – уверен эксперт. – Недавно из Вологодской области поступила информация о том, что у них в местах лишения свободы находится гражданин, который разыскивается нами за совершение угона.

Многие эксперты сходятся во мнении, что круг зарегистрированных лиц необходимо расширять, вплоть до проведения тотальной ДНК-паспортизации. И это не из области фантастики, а дело времени. Ведь геномная информация помогает расследовать и раскрывать многие преступления, устанавливать личности преступников. Она необходима для розыска пропавших без вести, для установления личности погибшего, чей труп не опознан другими способами, для установления родственных отношений разыскиваемых.

Кроме того, в судебном процессе доказательная сила анализа данных ДНК сомнений не вызывает.

Пресс-служба МВД по Республике Коми