В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон) срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при условии, что вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца:
1) не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории РФ;
2) не получали денежную компенсацию за утраченное жилье;
3) не получали долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) не получали безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) не получали социальную выплату на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) не получали в установленном законодательством РФ порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) если вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, не предоставлялся в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома.
С учетом положений пункта 5 ст. 5 Закона при доказанности наличия у вынужденного переселенца в период действия статуса вынужденного переселенца жилого помещения на каком-либо праве и отсутствие его на момент подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Основания продления срока действия статуса вынужденного переселенца, установленные указанной нормой Закона, не предусматривают необходимость учета размера жилой площади, находящейся в собственности или на условиях социального найма у вынужденного переселенца. Данное утверждение соответствует позиции Верховного Суда РФ (определение от 26 июля 2017 г. № 26-КГ 17-4, от 25 апреля 2018 г. № 26-КГ 18-
В целях реализации прав на улучшение жилищных условий, будучи обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы, вынужденный переселенец вправе при наличии к тому правовых оснований обратиться в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.