Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Дальневосточный федеральный округ Амурская область

13 февраля 2019 года Андрей Пивиков: «Начать войну легко, закончить - сложно»

В декабре 1979 года на территорию Афганистана были введены советские войска. Официально началась Афганская война - война между правительственными силами Афганистана при поддержке Ограниченного контингента советских войск с одной стороны и вооружёнными формированиями афганских моджахедов с другой стороны. Вооруженный конфликт длился чуть более 9 лет. За это время сотни тысяч советских солдат и офицеров успели принять в нем участие. Был среди них и амурчанин – Андрей Пивиков.

Андрей Стефанович родился в городе Свободном Амурской области. Затем его семья переехала во Владивосток, но по прошествии нескольких лет вернулась в Приамурье – в Благовещенск. Весной 1987 года, когда Андрею Пивикову исполнилось 18 лет, его призвали в армию.

«

Думал, что попаду на флот. Ведь в школьные годы ходил в клуб юных моряков, а после окончил морскую школу ДОСААФ. В военкомате мне дали направление в морскую пехоту во Владивосток. В Белогорске, на призывном пункте, я попал в группу парней, отобранных по особому принципу. Мы и не знали, что большинство из нас будут служить за границей. Офицер, который нас сопровождал, как настоящий разведчик, много улыбался и ничего конкретного не говорил

», - рассказывает Андрей Стефанович.

Первые 5 месяцев своей службы Андрей провел в учебке в Арзамасе в Горьковской области (сейчас Нижегородская область), в разведшколе ГРУ. Там он получил свою военную должность – радиотелеграфист.

А 11 ноября 1987 года его вместе с сослуживцами направили в Афганистан. Подразделение, в которое попал Андрей, располагалось на окраине Кабула – столицы Афганистана, в так называемом первом ряду гор.

На тот момент молодой амурчанин о войне знал лишь понаслышке: из фильмов и рассказов дедушки, участника Великой Отечественной войны и войны с Японией (1945 г.).

Буквально в первые часы своей службы в Афганистане молодой амурчанин чуть не погиб.

«

В Кабул мы прилетели поздно, было уже темно

, - погружается в воспоминания Андрей Стефанович. –

Один из старослужащих сразу дал мне задание. Я должен был сходить на пост и принести оттуда его рукавицы. Ну а так как на тот момент я был еще не опытен, то по горам пошел, как обычно ходят – по тропинке, по хребту. На фоне звездного неба моя фигура была хорошо видна. Когда над головой пролетели первые пули – я ничего не понял. А вот когда уже вторая очередь автомата прозвучала, вот тогда-то мой мозг и заработал на сто процентов. Кувырок вперед - как учили, и на четвереньках на другую сторону хребта, а затем бегом, прячась за камнями, в сторону поста. Стоит сказать, что поставленную задачу я все же выполнил, рукавицы принес

».

Три дня в подразделении, Андрея и его сослуживцев из учебки не трогали. Была акклиматизация. Проходила она тяжело. Андрей Стефанович поясняет: «

Воздуха высоко в горах не хватает. Одно, максимум два слова говоришь и начинаешь задыхаться, хватать ртом воздух. В глазах – звездочки

».

Смотреть, кто чего стоит и кто какие нагрузки может выдержать, старослужащие и офицеры начали лишь на четвертый день после прибытия молодых солдат в Афганистан.

«

Я быстро всему учился

, - рассказывает Андрей Стефанович, -

наверное, поэтому уже через три месяца меня представили к первой награде – к медали «За отличие в воинской службе 2-ой степени»

».

За первые полгода в Афганистане Андрей и его сослуживцы из простых ребят превратились в настоящих солдат. У всех это становление происходило по-разному. На амурского «афганца» сильное влияние оказали тот самый обстрел в первый день на войне и случай, когда на его глазах парень лишился кисти.

«

Помню, мы в тот день выполняли одну из поставленных задач. Шли по горам. Засыпали на ходу. Вдруг неожиданно взрыв от гранаты. Поворачиваю голову и вижу: стоит один из моих сослуживцев, кисти руки нет, легкое пробито… А он стоит, в сознании и сморит на все это. К нему сразу подбежал санинструктор, тут же закрыл пробитое легкое рукой и помог ему добраться до укрытия. Парень выжил, поехал домой…В этот момент в моей голове все начало работать по другому. Я понял, что какая-то доля секунды, и все…»

- вспоминает Андрей Пивиков.

Порой простому советскому солдату приходилось выполнять такие задачи, которые в мирное время выполняли только офицеры. А тут война… Тут все по другому. Вокруг гибли люди. Гибли не только от пуль врага, но и от перегрева, переохлаждения, болезней.

Жара летом стояла такая, что шкалы советских градусников, рассчитанной на 50 градусов, просто не хватало. Контрасты климата поражали советских воинов: днем жара, а ночью холод, в горах лежит снег, а внизу – тяжело дышать от духоты.

Чистой питьевой воды не было. Для того чтобы как-то обеззаразить то что есть, в воду сыпали хлорку. Сыпали много. От этого пить ее было просто не возможно. Этой хлорированной водой советские солдаты и мылись, и стирались.

Амебиаз, брюшной тиф, гепатит и многие другие заболевания стали еще одной проблемой, с которой столкнулись солдаты Союза в Афганистане. Стоило заболеть чем-то одним, как тут-же другие болезни начинали «нападать» на ослабленный организм. Из сослуживцев Андрея кто-то постоянно находился в госпитале. А некоторых из-за этих болезней раньше срока отправляли домой.

«

Был случай

, - делится Андрей Стефанович, -

в горы ушла группа, а я находился на «Центре», на связи. Вдруг они сообщают, что один из их парней потерял сознание. Санинструктор на месте определил, что у него лопнул аппендицит и начался перитонит. Я доложил о случившемся дежурному офицеру. На помощь солдату вылетел вертолет. И вот пока нашли площадку по карте, пока его дотащили до вертолета, пока доставили в госпиталь – парень умер. Умер на войне от лопнувшего аппендицита. И тут начинаешь понимать, что, не дай бог с тобой что-то подобное случится здесь. Это же все - смерть

».

В этих условиях у солдат появлялось какое-то шестое чувство. Появилось оно и у Андрея, иногда он мог предсказать наступление определенной ситуации, и тем самым спасти жизнь себе и своим сослуживцам. Иногда брал с собой что-то, что обязательно оказывалось нужным.

Было это шестое чувство и у четвероного друга и любимца подразделения. У собаки – Чомбы. В Афганистан животное попало еще щенком, тогда, когда советские войска только вводили на его территорию. Перед обстрелом Чомба всегда забегала в расположение и пряталась под кроватью. Солдаты сразу понимали – скоро обстрел.

Через полгода Андрей стал командиром отделения. В это время началась совершенно другая служба. Начался вывод советских войск из Афганистана. Из подчиненных сержанта Пивикова Андрея, за то время, что он командовал отделением, никто не погиб и никто не был ранен.

«

Страшно было в самом конце

, - рассказывает Андрей Стефанович. –

Когда до дембеля тебе далеко – это одно. А вот когда ты отслужил 6 месяцев и остался жив, и ты понимаешь, что еще немного и домой – это совершенно другое

».

Подразделение Андрея Пивикова из Афганистана выводили в числе последних. Водители на технике уходили колонной, а остальных отправляли в Союз с аэродрома в Кабуле. Андрей Стефанович вспоминает: «

Было 2 самолета – они выполняли по 2 рейса. И вот мы сидим ждем… Ну вот уже наш самолет. А нам говорят: нет, рано. И ты понимаешь, что тебе на этой войне быть еще 2 часа. Сил ждать не было, все были на взводе

».

В Афганистан Андрей Стефанович Пивиков попал простым мальчишкой - рядовым, а уходил оттуда уже опытным солдатом – сержантом, командиром отделения.

Дослуживал свою срочную службу Андрей в Ташкенте. Первое время, в казарме он просыпался ночью от того, что во сне вскакивал и ударялся головой о верхний ярус кровати. Голова от этого была постоянно сбита. Это длилось еще долгое время. Снилась война.

Отслужив, Андрей вернулся в Благовещенск. Устроился работать на железную дорогу. Немного придя в себя, через год, он поступил в Благовещенский Пединститут на факультет ФВС. Женился. У него родились сыновья – близнецы. Думать о каком-то там «Афганском синдроме» у амурчанина не было времени. Нужно было учиться, обеспечивать себя, жену и детей.

В 1994 году Андрей Стефанович пришел работать в ГАИ. Долгое время его коллеги не догадывались что этот молодой парень, прошел Афганскую войну. Были очень удивлены, когда узнали об этом. Службе в органах внутренних дел Андрей Пивиков посвятил 20 лет своей жизни. Является ветераном Госавтоинспекции. «

Сейчас война уже не снится, снится ГАИ»

, - с улыбкой рассказывает Андрей Стефанович.

Со своими бывшими сослуживцами Андрей Пивиков отношения поддерживает и по сегодняшний день. Они созваниваются, встречаются, вспоминают прожитое.

«

Пришло то время, когда надо общаться. Конечно всё вспоминается тяжело… Вспоминается и не верится, что в те годы нам было всего по 18 лет

.

Наверное, это было самое тяжелое время в жизни. Хотя казалось бы продлилось оно всего какой-то год с небольшим…Как оказалось, начать войну легко, а вот закончить – сложно

», - подытоживает Андрей Стефанович.

Новость на сайте МВД Амурской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:02:13 11:14 (МСК)

Регионы России: ДФО, Амурская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Амурская область

Последние новости

Все новости