Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Калужская область

16 февраля 2019 года Служба «за речкой», так иносказательно говорили о войне в Афганистане

15 февраля исполнилось ровно 30 лет с момента завершения вывода советских войск из Афганистана. Более 2,5 тысяч калужан стали участниками той далёкой войны, отстаивая на южных рубежах интересы своей Родины и оказывая помощь афганскому народу.

- Я никогда не жалел о том, что прошёл армейскую службу в Афганистане. Потому, что исполнил свою мечту – попал в ВДВ и получил боевой опыт. Мы отстаивали интересы своей страны и оказывали помощь афганскому народу. Поэтому из Афганистана мы уходили с высоко поднятой головой и сейчас с гордостью вспоминаем те времена.

Накануне юбилея он поделился воспоминаниями об армейской службе в составе десантно-штурмовой бригады на одном из самых «горячих» участков афганской кампании.

Тяжело в учении - легко в бою

- Прежде, чем попасть «за речку» (так иносказательно говорили о службе в Афганистане), десантники прошли пятимесячный курс обучения в Фергане. Подготовка была самая серьёзная: ежедневные кроссы в полной боевой выкладке, стрельбы, метание гранат, азы минно-взрывного дела, рукопашный бой. Меня распределили меня в первую батарею артиллерийского дивизиона, изучали гаубицу Д-30, готовились быстро приводить её из походного положения в боевое, наводить на цель и поражать цели противника.

Почти все офицеры и прапорщики в учебке были опытными «афганцами», награждёнными боевыми орденами и медалями. За голову командира дивизиона майора Бажина моджахеды в своё время предлагали миллион афгани. Когда разведка получила информацию о сходке командиров боевиков и дала точные координаты дома, он сам навёл гаубицу и с расстояния более десяти километров первым же выстрелом уничтожил цель.

Гоняли они нас немилосердно. Но при этом возились с нами, как с детьми: всё объясняли, контролировали здоровье, следили, чтобы не пили сырую воду.

Для адаптации к условиям высокогорья весь личный состав дважды прошёл через трёхнедельные сборы в горной местности. С утра до вечера, даже на политзанятиях, бойцы проводили в бронежилетах. В итоге к концу учебки все мы могли без проблем совершить многокилометровый марш-бросок по пересечённой местности.

На границу с Пакистаном

- По прибытию в Кабул нас разместили в казармах-модулях пересыльного пункта, пояснили: «Отправим только ночью на вертолётах, в связи со сложной обстановкой в районе дислокации».

Лететь предстояло в Гардез - город на востоке

Афганистана

, недалеко от пакистанской границы, где дислоцировалась 56-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада. Провинция Пактия являлась основной зоной её ответственности. Фактически советскими войсками контролировался только сам город и ближайшие окрестности. На остальной территории хозяйничали душманы.

В вертолёте бортмеханик и обратился к новобранцам-десантникам: «Если нас собьют, и мы сможем сесть, даю ракетницу, все собираемся вокруг меня, снимаем пулемёт и пытаемся продержаться до утра. Счастливого полёта!».

При посадке бойцам казалось, что они в полной темноте падают камнем вниз. Лишь перед самой землёй вспыхнул свет, который погас, как только вертолёт коснулся земли.

Трудности высокогорья

- Около двух недель новобранцам пришлось адаптироваться к высоте 3250 метров над уровнем моря. За это время к ним приклеилось прозвище «взвод астматиков» из-за того, что люди постоянно задыхались в разреженном воздухе. Впрочем, вскоре все привыкли к высокогорью и уже не испытывали трудностей.

Сложно было зимой, все мы жили в больших, взводных брезентовых палатках, одна печка на палатку. Когда мороз достигал 15-20 градусов, на улице вода в кружке уже через минуту покрывалось коркой льда. Металлические печки в палатках постоянно топили углём, а когда он заканчивался, в ход шли ящики из-под снарядов, солярка и даже старая обувь. Если истопник засыпал – холод очень скоро будил всех.

Были у высокогорья и свои плюсы – вода на огне закипала быстрее, на морозе не ползали скорпионы и фаланги, которые напрягали солдат в тёплое время.

Боевые будни

- Дивизион гаубиц стоял в боевом охранении на подступах к позициям бригады. С расположенных на соседних горах Пилотка и Зуб блокпостов велось круглосуточное наблюдение. Стрельбу из орудий открывали, как только наблюдатели или разведчики засекали движение в горах, если срабатывала сигнальная мина или нашу позицию обстреливали из автоматов. Кроме того, мы периодически вели «беспокоящий огонь» по ранее разведанным участкам, по которым в страну ночами шли караваны с оружием из Пакистана.

Рекорд был – 80 выстрелов беглым огнём по вражескому каравану. После стрельбы ствол орудия раскалился докрасна и светился в темноте, а бойцы валились с ног от усталости – каждый снаряд весил по 21 кг.

Помимо боевого дежурства бойцы регулярно выезжали на операции, в которых была задействована артиллерия. Как правило, проводились они при поступлении информации о большом караване или складе с вооружением. Артиллеристы в случае необходимости обеспечивали огневую поддержку. С разведгруппами в горы всегда уходили офицер-корректировщик и радист, которые в случае необходимости наводили орудия на цель.

Ещё одна задача, которую приходилось выполнять артдивизиону, - обеспечивать безопасное движение своих колонн. В этом случае перед прохождением опасного участка гаубицы и бронетранспортёр разворачивались на удобной позиции и прикрывали проходящую мимо технику.

Союзники или враги?

- В высокогорных районах, в отличие от Кабула и крупных городов, контакты с местными жителями были нечастыми. Установка была - даже при проведении специальных мероприятий обходиться с мирным населением максимально вежливо и по возможности избегать конфликтов.

При прохождении военной колонны автомобилям афганцев не запрещали двигаться с нами, чтобы безопасно добраться в тот или иной населённый пункт. Бойцы охотно делились с детьми тушёнкой, хлебом и другими продуктами или обменивали их у взрослых на местные сувениры.

Афганцы при личном общении тоже не проявляли враждебности, по крайней мере, внешне. Тем не менее, в кишлаках приходилось постоянно быть настороже, чтобы не получить выстрел в спину.

Не прекращались и обстрелы наших позиций. Особенно досаждали неприятельские минометы. Днём, когда вспышек от выстрелов не видно, душманы по подземным коридорам в горах подходили на дистанцию выстрела, быстро пускали две-три мины и скрывались. Нередко после такого артналёта кто-то из солдат оказывался в госпитале.

Обстрелы колонн на маршруте тоже были обычным делом. Тогда бойцы ссыпались с брони на землю и отвечали огнём из автоматов, пулемётов БТР и пушек БМП. Обычно душманы не геройствовали, обстрел вели издалека и при плотной ответной стрельбе предпочитали скрыться.

Вывод войск

- Когда в апреле 1988 года было подписано соглашение о выводе войск, первыми стали выводить подразделения с окраинных районов Афганистана. 56-я бригада тоже попала в их число. На Родину возвращались своим ходом – через перевал Саланг и знаменитый мост в городе Хайратон на границе.

Душманы гарантировали бригаде беспрепятственный проход до Кабула и слово своё сдержали: на протяжении всего пути с их стороны не раздалось ни единого выстрела. Боевики были заинтересованы в скорейшем уходе шурави из Афганистана, а выбить их самостоятельно даже с иностранной помощью не могли – воевать наши умели.

На память о службе у Олега Марчукова осталась государственная награда - медаль «За отличие в воинской службе» II степени, а также медали «70 лет Вооружённых сил СССР» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

Алексей Горюнов. Материал опубликован в газете «Калужские Губернские ведомости».

Фото из архива Олега Марчукова

Новость на сайте МВД Калужской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:02:16 08:00 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Калужская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Калужская область

Последние новости

Все новости