Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Калужская область

24 мая 2019 года В преддверии дня образования подразделений Пропаганды БДД волонтеры и полицейские провели соцопрос среди водителей

Волонтеры института психологии Калужского университета провели опрос общественного мнения по вопросам безопасности дорожного движения. Сотрудники ГИБДД и студенты хотели узнать мнение водителей о том, почему граждане нарушают требования ПДД РФ.

В опросе приняли участие 186 человек (162 мужчины и 24 женщины). Большая часть из них являются опытными участниками дорожного движения и имеют водительский стаж от 6 до 10 лет и от 11 до 20 лет (30,6 и 49,5% соответственно).

Водителям задали несколько вопросов, о них мы рассказывали

ранее

.

Попробуем прокомментировать содержание и результаты опроса с точки зрения психологических представлений.

Вспомните, как часто за рулем автомобиля вы думаете о другом водителе: «Куда ты лезешь!», «Давай быстрее, еле шевелишься!» и много чего еще о его поведении на дороге. А теперь представьте себе ситуацию, когда вас в связи с нарушением правил остановил сотрудник ГИБДД и задал вопрос: «Почему нарушаем?», что вы отвечали ему при этом: «Опаздываю на работу», «Тороплюсь за ребенком, в больницу» или что-то похожее?

Психологами подмечено, что людям свойственно объяснять неправильные действия других их безответственностью, а свои неправильные действия оправдывать сложившимися серьезными обстоятельствами

.

Более половины участников опроса оценивают действия людей, нарушающих ПДД, как безответственные, но при этом 90% сами нарушают правила. В каждом седьмом/восьмом ответе мы отмечаем: нарушу «если не накажут», «когда тороплюсь», «когда еду один» и «когда никто не видит», а 7% участников опроса готовы нарушить ПДД во всех перечисленных случаях.

Людей, которые соблюдают правила, вне зависимости от того, контролируют их или нет, не так много – не более 25%. Это граждане с развитым правосознанием, для которых само правило или соблюдение правила совпадают с их убеждениями и ценностями. Остальные участники дорожного движения соблюдают только под контролем, или в ситуации, когда их соблюдают все. Поэтому так важен контроль и так важно сформировать культуру вождения, при которой соблюдение правил — это общепринято, так же как чистить зубы по утрам.

Понимание того, что нарушение никто не видит, возможность сохранения анонимности увеличивает вероятность его совершения. Известный психолог Филип Зимбардо пришел к выводу, что анонимность может иметь антисоциальные последствия. В своих экспериментах Зимбардо установил, что люди, которые уверены, что их не узнают, более склонны к риску, легче проявляют жестокость и вандализм. В одном из экспериментов Зимбардо в двух городах (маленьком и большом) был оставлен автомобиль со снятыми номерными знаками и открытым капотом. Скрытая камера фиксировала происходящее. Поразительным оказался тот факт, что в большом городе первые вандалы появились так быстро, что экспериментаторы еще не успели настроить оборудование. Анонимность, бесконтрольность нарушения легко создают почву для безнаказанности. Поэтому совершенствование методов контроля за соблюдением ПДД, способствующее пониманию неотвратимости наказания и его обязательности для всех, является важным условием обеспечения безопасности дорожного движения в целом и исходя из мнения участников опроса в том числе.

Мы также спросили участников опроса, как они относятся к тому, что водители «подмигивают» друг другу фарами, предупреждая о приближении к сотруднику ДПС. Такая ситуация на дороге напоминает детскую игру: сотрудник ГИБДД наделен властными полномочиями, он выполняет контролирующие функции – «водит». А водители - это «игроки», которые они «помогают» друг другу не попасться. Сохранение способности к игре во взрослом возрасте оценивается позитивно и считается обязательным условием творчества. Однако здесь нужно вспомнить правило знакомое всем с детства: «Дорога не место для игры!»

Три четверти опрошенных водителей считают, что подмигивать друг другу фарами это правильно, потому что это элемент солидарности, вежливости и т.д. Неосознанным в данном случае остается тот факт, что солидарность проявляется в ситуации, которая может стать опасной для жизни других людей.

Почему теряется понимание такого важного момента? Возможно, потому что людям свойственно субъективное ощущение безопасности. Оно может быть связано с отсутствием личного опыта попадания в серьезные ДТП, с неосведомленностью о последствиях ДТП и подкрепляется убеждениями: «тысячу раз так делал и ничего», «так делают все», «здесь недалеко», «это несерьезное, неопасное нарушение правил». Эти и другие самоуспокаивающие мысли подталкивают водителя к рискованному маневру, к необязательной поездке, к нарушению правил перевозки детей, «солидарности» с нарушителем. У такого самоуспокоения есть опасный скрытый эффект – притупление чувства ответственности за собственную жизнь, жизнь пассажиров и самого незащищенного участника дорожного движения – ребенка.

Уважаемые участники дорожного движения! Мы публикуем результаты исследования в канун для образования подразделений Пропаганды безопасности дорожного движения. Пропагандисты ГИБДД изо дня в день призывают водителей, пешеходов, пассажиров соблюдать правила безопасности на дорогах, рассказывают о последствиях автоаварий. Надеемся, что результаты и ответы водителей заставят вас задуматься прежде, чем совершить рисковый маневр или нарушить правила дорожного движения.

УГИБДД УМВД России по Калужской области

Новость на сайте МВД Калужской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:05:24 12:00 (МСК)

Тема: ГИБДД, ДПС, ДТП

Регионы России: ЦФО, Калужская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Калужская область

Последние новости

Все новости