Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Тамбовская область

23 января 2020 года Из поколения победителей…

9 мая 2020 года наша страна широко отметит очередной важный юбилей - 75-летие Великой Победы. Эта памятная дата повод вспомнить уроки истории и никогда больше не повторять кровавые ошибки прошлого. Сегодня мы хотим рассказать о человеке из «поколения победителей» Гладышеве Владимире Егоровиче, который родился в непростое время, военное время в 1945 году. 13 января 2020 года Владимиру Егоровичу исполнилось 75 лет, ровесника Победы тепло поздравили родные, близкие, а также ветераны и руководство УМВД, так как юбиляр отдал немало лет своей жизни службе в органах правопорядка.

Владимир Егорович человек боевой закалки, он родился в конце Великой Отечественной Войны в трудное для нашей страны время, но он сумел воспитать сильный характер, впитать и пронести по всей жизни дух своих предков, отдавших за Победу жизнь.

С 1976 г. по 2002 г. Владимир Гладышев служил в органах внутренних дел. Время его службы попало на непростой период - период перемен. С мая 1981 г. по мая 1984 г. около 3 лет он находился в служебной командировке на территории Афганистана, где достойно служил, отдавая долг своей Родине. За мужество и воинскую доблесть при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан указом Президиума Верховного совета СССР был награжден: грамотой, знаком «Воин интернационалист», медалью «За отвагу», орденом ДРА «Звезда».

Как это было…

Откровенный рассказ Гладышева Владимира Егоровича – советника царандоя Демократической Республики Афганистан с мая 1981 по май 1983г.

В августе 1979 года я находился в отпуске. В один из летних солнечных дней мы всей семьёй отдыхали на реке Цне. Вернулись домой около 14 часов, и тут раздался телефонный звонок. Я взял трубку, звонила секретарь заместителя начальника УВД полковника внутренней службы В. А. Судакова. Она передала мне приказ срочно прибыть в УВД. Я понял: что-то случилось. Переодевшись, поехал в УВД. Когда я вошёл в кабинет полковника Судакова, увидел, что там находился полковник внутренней службы А. Ф. Трухачёв, начальник политического отдела УВД. Полковник поздоровался со мной, предложил сесть и ознакомиться с приказом Министра МВД СССР генерала Щёлокова. В приказе говорилось, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан оказать военную и иную помощь в установлении в республике народной власти. Министр МВД СССР отдал приказ руководству УВД Тамбовской области подобрать для командировки в ДРА сотрудников из числа опытных, физически здоровых и способных в сложных экстремальных условиях принимать правильное решение. Прочитав приказ, я вернул документ Владимиру Александровичу. Он спросил меня: «Ты всё понял?» В ответ я сказал: «Это война». Судаков промолчал. Затем сказал, что руководство УВД формирует группу, в которую должен войти и я. Немного подождав, я спросил В. А. Судакова, можно ли мне отказаться от этой командировки. Полковник Трухачёв спросил, сколько у меня партийных билетов. Я ответил: «Один !» Это означало, что отказаться я не мог. Меня направили в поликлинику УВД для прохождения медицинской комиссии.

29 августа 1980 года первая группа в количестве 8 человек была откомандирована в ДРА. Меня в этой группе не было. Прошло долгих 6 месяцев в ожидании приказа о командировке в Афганистан. Наступил этот день неожиданно. 27 апреля 1981 года полковник Судаков вручил мне приказ министра МВД СССР Щёлокова, в котором говорилось : «Руководству УВД Тамбовской области командировать В. Е. Гладышева в МВД СССР в г. Москву. Прибытие 2 мая 1981 года».

3 мая 1981 года в МВД СССР была создана группа сотрудников в количестве 200 человек из разных подразделений областных УВД Советского Союза. В МВД перед нами выступили руководители, вкратце рассказали о положении дел в ДРА и пожелали успешного выполнения поставленных задач.

3 мая 1981 года в 23.00 всю нашу группу посадили в автобусы с плотно занавешенными окнами, привезли в аэропорт Шереметьево. Самолёт взял курс на Афганистан. В аэропорту города Ташкента самолёт дозаправили, и 4 мая в 8.00 наш самолёт приземлился в аэропорту города Кабула Республики Афганистан. Выйдя из самолёта, мы увидели большое количество танков, БМП, БТР. По всему аэропорту были построены посты из бетонных плит, мешков с песком. Окна в зданиях заложены, на крышах устроены боевые посты, установлены крупнокалиберные пулемёты. Всё, что мы видели, говорило о том, что положение в Афганистане очень сложное. Всю нашу группу посадили на броню БТР и БМП, и колонны двинулись в Кабул. Разместили нас в гостинице.

5 мая в посольстве СССР в Кабуле мы встретились с послом СССР, командующим 40 армией генералом-лейтенантом Громовым, представителями ЦК КПСС, руководителем представительства МВД СССР генерал – лейтенантом Н. Е. Цыганник и представителями других силовых ведомств СССР. Выступил посол СССР в ДРА. Он рассказал о положении дел в Афганистане, остановился на том, что вся народная власть установлена там, где стоят советские войска. Остальная территория находится под контролем бандформирований. Царандой, армейские и все оперативные подразделения укомплектованы на 10 – 15 %. Советский посол сообщил, что не знает всей обстановки в провинциях, попросил по прибытии вникнуть и доложить обо всём. Проживать мы должны среди афганцев, свою охрану обеспечивать сами, питаться самостоятельно за свой счёт. Связь необходимо держать с советскими войсками. Были поставлены следующие задачи:

Оценить общую и оперативную обстановку в областных центрах и в области

Выявить количество банд в провинции

Изучить обстановку в подразделениях царандоя

Определить отношение руководства царандоя, губернатора и других руководителей подразделений к представителям России и Советскому Союзу в целом

Уточнить отношение руководителей и командиров подразделений царандоя к установленной народной власти

Совместно с руководством царандоя и командирами афганской армии в провинции организовать набор сарбозов (солдат) на службу в оперативный батальон царандоя

Из всех призванных произвести отбор грамотных солдат для учёбы в учебных заведениях МВД СССР

Организовать работу по отбору на вакантные должности в царандой благонадёжных солдат, которые имеют образование 6-9-12 классов

Совместно с руководством провинции и при взаимодействии и поддержке советских войск организовать выявление и уничтожение банд моджахедов и установление народной власти во всей провинции

Следующим выступил генерал – лейтенант Громов. Он рассказал о действиях армии в борьбе с маджахедами, о жестоких боях, гибели наших солдат. Советник министра МВД ДРА Гулябзоя генерал – лейтенант Цыганник подчеркнул, что перед нами поставлены сложные и серьёзные задачи по организации всей работы царандоя: набор сарбозов, подбор и обучение командиров, ведение боевых действий по уничтожению банд, установление народной власти и её защита. Работать вам придётся в очень сложных условиях, зачастую необходимо будет принимать непосредственное участие в боях с бандитами. Ещё нужно будет принимать решения, с которыми никогда не сталкивались. Генерал – лейтенант Цыганник попросил быть внимательными, осторожными, беречь свою жизнь, не рисковать ею. А ещё пожелал всем вернуться домой живыми. Далее он зачитал приказ о распределении нас по провинциям. Я был назначен в провинцию Тахор г. Талукан. Со мной были назначены ещё два советника в оперативный батальон царандоя.

В Кабуле в нашем представительстве МВД СССР мы сдали свои загран паспорта, выданные в Москве для служебного пользования, и остались без имени, фамилии и без гражданства. («Стали мы никто и звать нас было никак») Мою группу из трёх человек на самолёте доставили в провинцию Кундуз, а оттуда вертолётом в провинцию Тахор, в расположение танкового батальона советских войск. Затем на БМП мы поехали в город Талукан, который находился в 6 – 7 км. На первом афганском посту я впервые услышал слово «дреш», что означает «стой». Так мы прибыли в расположение афганского полка, где проживали советские советники от МВД, КГБ, ГРУ, армейские советники, партийный советник и наши переводчики.

Моё боевое крещение

24 мая у губернатора Рафика Маджита Аки состоялось совещание, где присутствовали командир афганского полка, начальник штаба, командир царандоя, секретарь партийного комитета провинции Тахар. С нашей стороны приняли участие советники царандоя, КГБ, ГРУ, армейские советники, партийный советник, командир танкового батальона советских войск и командир гаубичной батареи. На совещании был разработан план уничтожения крупной банды маджахедов, располагавшейся в кишлаке Киш – Бала, в 15 км от областного центра Талукана. Данные были получены из разных источников.

Договорились начать операцию в 3 часа утра в двух направлениях . С одной стороны сарбозы царандоя, с другой стороны сарбозы афганского полка общей численностью около 250 человек. Советники наших спецслужб КГБ и ГРУ договорились с командованием советских войск, которое располагалось в городе Кундузе, об оказании помощи афганцам. Так, на рассвете 25 мая из Кундуза прилетели четыре вертолёта с десантом. Четыре группы советских десантников по 10 – 15 человек высадились на четырех высотках так, чтобы отрезать отход душманов в горы и «зелёнку». К каждой группе для прикрытия были выдвинуты по одному танку и БТРу.

Командный пункт расположился на одной из высоток, где было два дувала. На одном из строений с плоской крышей сарбозы быстро оборудовали смотровую площадку, из мешков с песком выложили бруствер, по углам установили пулемёты и подзорные трубы для наблюдения. Пока мы рассматривали в бинокли, как продвигаются афганские подразделения, занимая позиции, связисты устанавливали с ними связь. Примерно в двухстах метрах мы увидели грузовик, который двигался по дороге в нашу сторону. По этой же дороге мы на БТРе и БМП подъехали к дувалам. Грузовик не доехал до нас метров 70 – 80, раздался оглушительный взрыв, грузовик подбросило вверх, у машины вырвало передний мост, кабина завалилась вперёд и загорелась. Над нашими головами просвистели осколки, с голов слетели кепки, мы присели за мешки. Все, кто находился на командном посту, вели разговор о произошедшем взрыве. Через несколько минут к нам подошёл водитель БТРа и доложил, что взорвалась противотанковая мина. Наши БТР и БМП проехали левее этой мины в 50 см. Сарбозы доложили, что не знают, когда была поставлена мина, скорее сегодня ночью или вчера. Сарбозы наперебой тараторили, показывали в сторону виноградников. То, что мы увидели в «зелёнке», нас привело в ужас. Там были сооружены лабиринты из глиняных дувалов, а виноградные лозы укрывали их от людского глаза. Высота сооружений достигала двух метров. «Духи» могли перемещаться незаметно и подходить к дороге на близкое расстояние, обстреливать проходившие колонны советских машин и уходить незамеченными.

«Духи» не ожидали столь масштабной боевой операции, подумали, что появились малочисленные группы сарбозов царондоя и афганского полка. На подходе наших сарбозов к кишлаку мы услышали гулкие очереди пулемётов и ДШК. Огневая точка «духов» располагалась к северу от кишлака, на высоте, от нашего поста примерно метрах в восьмистах. Несколько крупнокалиберных пуль со свистом пролетели над нами и упали где–то в виноградниках. Взлетевшие вверх фонтанчики пыли от не долетевших до нас пуль второй очереди свидетельствовали о том, что пулемётчик скорректировал стрельбу. Ещё одна такая корректировка, и нам пришлось бы плохо. Мы быстро спрятались за бруствер, укрываясь от пуль противника. Следующая очередь ДШК пришлась по БТРу, на котором мы приехали. Он стоял перед нашим постом. Оболочка одной из крупнокалиберных пуль при ударе о броню разлетелась на несколько мелких частей. Один из осколков попал в руку полковника Абоса Гани, начальника царандоя, а другой вскользь прошёл по бедру моей левой ноги. Нам оказали медицинскую помощь, а бой набирал силу. Повсюду началась стрельба. «Духи», поняв своё положение, начали прорываться к горам и «зелёнке». Но здесь их встретили посты наших десантников, танки и пулемёты БТРов. Примерно через 30 – 40 минут, а мне показалось, что прошла вечность, прилетели три наших вертолёта. С постов, где были наши группы, десантники ракетами указывали нахождение противника.

Вертолёты из НУРСОВ прошили местность над горами и «зелёнкой». Это было что – то страшное, земля смешалась с небом, всё дрожало, гремело, гудело. Земля шаталась под ногами, а вертолёты вновь и вновь заходили на боевой курс. В какой – то момент нас подбросило от земли, это вертолёты стали бросать «огурцы», так называли бомбы. Вертушки, сделав своё дело, улетели. После этого сарбозы царандоя и афганской армии приступили к зачистке, которая длилась три часа. После этого сарбозы стали выходить из кишлака. В этой боевой операции наши потери: двое убитых и четверо раненых. Бандиты понесли потери: 27 убитых, 31 раненых, 42 взятых в плен. Среди убитых два подростка, один старик. А также 60 человек афганских мужчин были призваны на службу в царандой и афганский полк. Закончили операцию, когда стало темнеть. Всю ночь я не мог заснуть, в ушах и голове стоял гул, шипение снарядов и мин, пуль и осколков. Так была ликвидирована крупная банда моджахедов, а в этом кишлаке установлена народная власть ДРА.

Так мы жили, воевали, работали, выполняли поставленные перед нами оперативно-боевые задачи, а дома нас ждали, надеялись и верили. И мы вернулись, обожженные смертельным дыханием войны, выжившие, с честью выполнив свой воинский долг.

Ветеранами ОВД по Тамбовской области подготовлены информационные буклеты о 10-и сотрудниках правопорядка, ветеранах афганской войны. Материалы составлены на основе архивных данных и воспоминаний воинов афганцев.

Новость на сайте МВД Тамбовской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:01:23 09:27 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Тамбовская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Тамбовская область

Последние новости

Все новости