Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Самарская область

31 марта 2020 года СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

«Солдаты Сталинграда стояли насмерть. Страшным позором считался отход хотя бы на один метр. Если же противник всё-таки прорывался, то только там, где не оставалось в живых ни одного солдата. Все пространство вокруг нас было устлано трупами немецких солдат и офицеров, разбитыми танками, орудиями. Тяжело было дышать, все кашляли, потому что воздух был очень тяжёлый, отравленный взрывными газами от снарядов и бомб, кажется, в таком аду трудно было просто выжить, но мы не только выживали, но ещё и сражались»

, - вспоминает участник Великой Отечественной войны подполковник милиции в отставке Геннадий Вениаминович ГУСЬКОВ.

Он родился 7 января 1924 года в Самаре, в семье связиста и домохозяйки. По службе отца часто направляли в разные села. С 5 до 17 лет Геннадий вместе со своей большой семьёй (две сестры и брат) переезжал с места на место. Гуськовы проживали в селе Новосергеевка Оренбургской области, в Борском, где отец работал начальником районной почты, Красном Яру, Дубовом Умёте, Утёвке нашей области. В Утёвке Геннадий окончил с отличием среднюю школу в 1941 году. Выпускной вечер состоялся 18 июня, а 22 - война. В январе 1942 года в 18-летнем возрасте Геннадий Гуськов был призван в армию и направлен в Симферопольское пулемётно- миномётное военное училище, которое во время войны базировалось в г. Балаково под Саратовом.

«СТАЛИНГРАДСКИЙ КОТЁЛ»

Окончив ускоренный курс, в ноябре 1942 года командир пулемётного взвода младший лейтенант Г.В. Гуськов был направлен на Донской фронт, в самое пекло под Сталинград, где шли кровопролитные бои - как в самом городе, так и на подступах.

СПРАВКА.

На момент образования Донского фронта советские войска прочно закрепились в обороне на рубеже в междуречье Волги и Дона. Основная директива Ставки требовала от войск фронта удерживать рубеж по реке Дон, два важных плацдарма на южном берегу реки и контрударами в междуречье оказывать поддержку Сталинградскому фронту в его задаче по удержанию Сталинграда. Войска Донского фронта 19 ноября должны наступать с плацдарма у станицы Клётской и из района Качалинской. Разгромив противостоящие немецкие войска, продвигаться в общем направлении на хутор Вертячий и во взаимодействии с войсками Юго-Западного фронта окружить и уничтожить противника в малой излучине Дона. После этого, совместно с войсками Сталинградского фронта, приступить к уничтожению основной вражеской группировки, окруженной в районе Сталинграда. Особая роль отводилась 65-й Армии, которая совместно с силами 21-й Армии должна была, прорвав фронт, наступать в юго-восточном направлении на хутор Вертячий. В результате наступления многотысячная группировка противника в районе Сталинграда оказалась блокирована в кольце, северо-западную половину которого представляли войска Донского фронта.

Сначала Гуськов попал в запасной полк, который должен был пополнить дивизию, базирующуюся в станице Клётская Сталинградской области на правом берегу Дона. Как офицер, Геннадий взял командование на себя и 8 дней вёл 250 солдат вдоль линии фронта в расположение дивизии. По дороге подразделение уменьшилось на 50 человек. Кое-кто отстал и присоединился к другим частям. Потому что продовольствия было выдано только на два дня, а шесть – шли голодом. Не все выдержали, но 200 бойцов Гуськов доставил по назначению - в 27-ю Гвардейскую стрелковую дивизию 65-й Армии Донского фронта. Пополнению был зачитан приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, известный как «Ни шагу назад!». Он ужесточал наказания за несанкционированное отступление с поля боя, вводил штрафные подразделения для провинившихся бойцов и командиров, а также вводил заградительные отряды - специальные части, которые занимались задержанием дезертиров и возвращением их в строй.

Вооружение Советской Армии в то время оставляло желать лучшего - против до зубов вооружённых фашистов, наши солдаты и офицеры шли с винтовками и карабинами. Ни пулемётов, ни миномётов в частях не было. Дивизия расположилась на берегу реки Дон. 19 ноября 1942 года началось наступление.

«

Молодые, необстрелянные, мы уже в первый день испытали все тяготы войны»

, - вспоминает ветеран. В освобождённых селах и станицах Геннадия Гуськова поразило количество свежих могил немецких солдат, но чем ближе наши войска продвигались к Сталинграду, тем захоронений становилось меньше, зато трупы фашистов лежали на замерзшей земле штабелями. Зрелище не для слабонервных. Во время наступления спать приходилось прямо на земле. Однажды, переночевав в стогу сена, батальон направился вперёд. «

Не прошли мы и одного километра, как под горой увидели десять нацеленных на нас немецких танков

, - рассказывает Г.В. Гуськов.-

Мы тут же укрылись за холмом. И вдруг слышим: у нас в тылу танки загудели. Думали, ну всё! Конец! Оказалось, наши танки подошли, легендарные Т-34. Танковое сражение было недолгим, минут через 15 все немецкие танки были подбиты и горели, а мы под прикрытием «тридцать четвёрок» пошли вперёд

».

В наступлении комвзвода Геннадий Гуськов был 19 дней, а потом получил тяжёлое ранение. «

8 декабря мой взвод получил приказ захватить часть немецких окопов, которые преграждали дорогу к Волге. Мы пошли цепью в наступление. Рвались мины, снаряды. До окопа всего сто метров, но какими же они трудными были! Вдруг около меня разорвался снаряд, но не причинил вреда. Я побежал дальше, и вновь около меня разорвался снаряд, затем другой, который меня ранил осколком. Но я продолжал идти вперёд, превозмогая боль в ноге. Потом услышал свист пуль. Тогда я понял, что это работают немецкие снайперы, охотившиеся за офицерами, о которых нас предупреждали. Я побежал быстрее, и все-таки снайпер достал меня, я получил ещё и пулевое ранение в бедро. Но мы уже были в окопе и схватились врукопашную. Только одна мысль была, как выбить врага. После взятия этого окопа ряды наши сильно поредели. Бойцы были без сил. Вскоре к нам подползла медсестра. Когда стала меня вытаскивать, я получил ещё одно ранение в грудь, но свою задачу мы выполнили. За эту наступательную операцию я получил медаль «За Отвагу» и звание старшего лейтенанта»

.

Потом в жизни Гуськова был медсанбад и тыловой госпиталь в Саратове, где тяжело раненный командир лечился почти полгода. Сколько страданий и боли он перенёс – это нужно рассказывать отдельно. Вернувшись в строй, Геннадий Вениаминович оказался в запасном полку, где находился до окончания Курской битвы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ФРОНТ

«

В сентябре 1943 года нас посадили в эшелон и привезли в воронежские леса. 17 сентября я попал в 110-ю Гвардейскую стрелковую дивизию 5-й Армии 2-го Украинского фронта, в 310-й Гвардейский полк командиром пулемётного взвода»

, - рассказывает подполковник Гуськов

.

К тому времени Советскую Армию обеспечили вооружением. В роте было 36 автоматов, 17 ручных и 2 станковых пулемёта. В бой подразделение Гуськова вступило 29 сентября при форсировании Днепра, примерно в 40 км южнее города Кременчуг. Переправлялись наши солдаты на деревянных лодках и видели удиравших немцев на лодках, которые доплыли до песчаного острова, а дальше по мелководью убегали на берег. Ожесточённый бой развернулся километрах в 2-х от берега, возле какой-то деревни. От роты в 135 человек в строю осталось 18 бойцов. Из шести офицеров в живых осталось только двое: Гуськов и командир миномётного взвода. Солдат во взводе почти не осталось. Погибли или были ранены. Пополнение в 20 человек прибыло даже без обмундирования, в той одежде, в которой призвали в армию.

Два месяца продолжались наступательные бои. В одном из них ранним утром Геннадий Вениаминович бежал в атаку первым в офицерской форме и стал хорошей мишенью для фашистского снайпера. Пуля прошла навылет слева направо в районе берцовой кости, не задев важных органов, но двигаться он не мог. Его солдаты несли в медсанбад километра четыре на руках.

Последующие 7 месяцев комвзвода Гуськов лечился по госпиталям. Натерпелся столько, что хватит на троих. В госпитале под г. Острогорском Воронежской области ему сделали первую операцию и почти всё тело «упаковали» в гипс. Потом с температурой под сорок возили по госпиталям, но всё везде было переполнено и тяжелораненого не принимали. Так он оказался в Бузулукском госпитале. Началось кровотечение. Геннадий Вениаминович перенёс несколько операций, была угроза ампутации ноги, но, выкачав стакан гноя, врачи спасли не только жизнь, но и ногу. Медкомиссия признала старлея ограниченно годным к службе в тылу Красной Армии. За боевые подвиги на фронтах войны Г.В. Гуськов награждён орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалью «За Отвагу» и другими наградами.

ОГРАНИЧЕННО ГОДЕН

До 1946 года Геннадий Гуськов служил в частях связи в Белоруссии, в Волынской области вместе со своим отцом. После расформирования части был направлен в Прикарпатский военный округ, в пехоту. Окончательно демобилизовавшись, Геннадий Гуськов уехал к матери в город Луцк Республики Белоруссии, работал по комсомольско-партийной линии.

В 1950 году женился на самой красивой сотруднице библиотеки Екатерине Петровне, родом с Полтавы. Через год у них родилась дочь.

В октябре 1952 года молодая семья переехала в Куйбышев. Здесь Г.В. Гуськов три месяца служил в полку связи, потом его перевели в райком партии, но бумажная работа боевому офицеру была не по душе, и он подал рапорт о приёме на службу во внутренние войска МВД. Служил под Архангельском, Новосибирском, куда перевозил и семью. Под Томском строил секретный завод по производству плутония для атомных бомб.

СЛУЖБА В МИЛИЦИИ

В Куйбышев Г.В Гуськов вернулся в 1957 году, поступил на службу в отдел милиции на Красной Глинке на должность участкового инспектора. Обслуживал территорию 1-го и 2-го кварталов, посёлка Южный. Работал под руководством начальника отдела

Ивана Ефимовича Дзигарь.

Он сагитировал Гуськова перейти в уголовный розыск оперуполномоченным. Стаж Г.В. Гуськова в милиции более 18 лет. На заслуженный отдых ветеран вышел в 1976 году из состава отделения милиции на Мехзаводе в звании майора милиции. За годы службы им и коллегами раскрыты сотни преступлений.

Работая в подразделении пос. Управленческий, он лично раскрыл преступление, совершённое в другом районе. Сначала появилась информация о том, что один из жителей «Управы» часто ездит в город. Поскольку человек числился на хорошем счету, Геннадий Вениаминович решил с ним для начала побеседовать. В разговоре милиционер выяснил, что молодой человек познакомился с двумя мотоциклистами, с которыми «гоняет» по Куйбышеву. А ещё новые знакомые хвастливо показывали ему настоящий автомат Калашникова, украденный из класса военной подготовки одной из школ. Недели через полторы после этого разговора в сводках милиции прошла информация об ограблении магазина на 113-м км по дороге на Новокуйбышевск под угрозой автомата двумя мотоциклистами. Поймать их по горячим следам не удалось, а Г.В. Гуськов предоставил руководству полные данные преступников, оставалось их только задержать. Так профилактическая беседа стала «ключом» к раскрытию разбоя.

Через некоторое время поступила новая информация о том, что к не очень законопослушному жителю пос. Управленческий, состоящему на учёте в детской комнате милиции, часто приезжает один и тот же парень. Геннадий Вениаминович решил с гостем поговорить. Отвечая на вопросы милиционера, молодой человек признался, что вместе с местным парнем часто ездит в Тольятти, они «гуляют в лесопарке». А примерно неделю назад была сводка из Автограда об изнасиловании и убийстве женщины в лесополосе. В ходе беседы парень «раскололся» и признался в совершении тяжкого преступления. Оставалось задержать его местного подельника. Что и было сделано. Так, не выходя из служебного кабинета, старший оперуполномоченный УР Г.В. Гуськов раскрыл преступление, совершённое в другом городе.

Работая в отделении милиции на Мехзаводе, Г.В. Гуськов в дни аванса и получки на предприятии изменил служебный график, чтобы пресечь преступления, совершаемые в вечернее время. Патрулируя на улицах посёлка, майор Гуськов обратил внимание на двух мужчин: один был худой и высокий, второй – ему до плеча. Взял их на карандаш. Интуиция опера не подвела. Расследуя изнасилование в комнате общежития хлебозавода, потерпевшая так описала нападавших: «Один был высокий, как каланча, и худой, второй – маленького роста». Сообразив, что имеет дело со старыми знакомыми, Г.В. Гуськов тут же отправился на задержание высокого, замеченного в соседнем доме. Тот прятался от милиции в туалете с ножом в руке. Задержание второго прошло более спокойно.

Майора Гуськова хорошо знали почти все жители пос. Мехзавод. Относились с уважением, даже те, с кем он боролся, считали его справедливым. Писали письма из колонии и признавали его правоту. В честь 50-летия Победы герою присвоено звание подполковника милиции.

По материалам газеты «Право»

Новость на сайте МВД Самарской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:03:31 13:54 (МСК)

Регионы России: ПФО, Самарская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Самарская область

Последние новости

Все новости