Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Карачаево-Черкесия

08 декабря 2020 года В преддверии Дня Героев Отечества сотрудники МВД по Карачаево-Черкесии проводят акцию «Помним Героев»

В ТЫЛУ ВРАГА

(ГЛАВА ИЗ КНИГИ Г.МАРКОВА «ЧАСОВЫЕ ПРАВОПОРЯДКА»)

…В комнату дежурной части отдела внутренних дел Черкесского горисполкома вошел старший лейтенант милиции и спросил:

- Где я могу видеть капитана Узденова?

- Я – Узденов, - ответил Дугербий Танаевич, с удивлением глядя на вошедшего.

Старший лейтенант милиции, с розовыми щеками, с большим открытым лбом и приятной улыбкой в упор смотрел на капитана и молчал в ожидании.

Дугербий Танаевич, прищурив карие глаза, пристально всматриваясь в него, вдруг вспомнил и протянул к нему руки:

- Панчук! Какими судьбами?

Они быстро пошли навстречу друг другу, крепко обнялись, расцеловались.

…В семье Узденовых было четверо сыновей и четыре дочери. Среди них своей бойкостью и смышленостью отличался в юношеские годы Дугербий. В 1937 году он окончил рабфак, поступил в Тамбовское Краснознаменное кавалерийское училище. В 1938 году ему было присвоено звание лейтенанта Советской Армии, и он направляется в войсковую часть для прохождения службы.

С первых дней войны Узденов командует моторизованной ротой. Это был смелый и находчивый командир. Воевал он с немецко-фашистскими захватчиками на Кандалакшском направлении. В неравном и ожесточенном бою его ранят, после выздоровления он сразу же становится в строй и командует маршевым эскадроном.

И вот в 1942 году разведуправление Советской Армии назначает Дугербия Танаевича Узденова командиром разведывательно-диверсионного отряда особого назначения под псевдонимом «Дядя Гриша». Дугербий Танаевич вместе с отрядом на парашютах выбрасываются в глубокий тыл противника, в Ровенские леса, на соединение с партизанским отрядом под командованием Героя Советского Союза Антона Петровича Бринского.

Новое дело и новые заботы, но прежние боевые тревоги. Приземлились довольно-таки удачно, ночью. Немцы об этой операции ничего не знали, да и вряд ли предполагали о ней.

А там, в тылу врага, уже действовал чекистский отряд под командованием Медведева. Исключительно серьезные и особо важные задания выполнял разведчик этого отряда Николай Иванович Кузнецов. Узденов рассказывал, что хорошо знал его, несколько раз встречался с ним.

- Я мог и не знать личность Кузнецова Николая Ивановича, - говорил Дугербий Танаевич. - Он был засекречен, и даже в отряде Медведева его знали далеко не все. Но опасность, которой подвергались наши отряды со стороны фашистских карателей, вынуждала соединяться, действовать совместно, избегая облав, уходя вглубь Ровенских лесов. И только тогда, когда наступало затишье, выходили на диверсии. Именно в такое время я и

познакомился с Кузнецовым, но об этом в отряде никто не знал, кроме командиров.

Дугербий Танаевич вспоминает:

- Главная наша задача была – это рельсовая война: взрывы мостов, складов, снятие караулов, охраняющих их. Я со своими людьми - Василием Неваевым, Николаем Корягиным, Игорем Ткачуком «оседлали» большой железнодорожный Шепетовский узел, прилегающие районы, создали мощный партизанский отряд, вели активную разведку. Взрывали вражеские поезда с солдатами, боевой техникой, рвали мосты, склады. Вели активную разведку о силах и замыслах фашистской армии. Добытые сведения передавали по рации в Генеральный штаб Советской Армии.

В системе действующих отрядов вскоре организовали оперативный центр, а для руководства всеми этими отрядами был выброшен на парашюте командир – полковник А.П. Бринский, позже Герой Советского Союза. В этот центр входил и наш отряд «Дядя Гриша».

Центром была поставлена боевая задача: не дать гитлеровцам перебрасывать вооружение, технику, продовольствие и живую силу на Восточный фронт. Под руководством оперативного Центра, полковника А.П.Бринского выполнялась эта задача.

Подсчитано, что за время боевых действий партизан, в том числе и нашего отряда «Дядя Гриша», начиная с 1941 по 1944 годы, в лесах Волыни, Шепетовкм, Ровенщины взорваны 786 воинских эшелонов врага, 5 водокачек, 14 железнодорожных мостов и 48 шоссейных дорог. Подорваны 29 крупных различных складов, 500 автомашин, 93 орудия, 70 танков, 22 бронемашины; выведено из строя много фашистских офицеров и солдат.

За этими цифрами – дела и подвиги многих.

…В отряде Узденова - переполох: появился семнадцатилетний Василий Панчук, тот самый, который в настоящее время служит участковым инспектором отдела внутренних дел в городе Корша Ровенской области. Вот как все это тогда случилось.

Командир отряда Григорий Вареник и с ним еще несколько человек вышли из леса к железнодорожному полотну, невдалеке от сторожевой будки. Здесь они намеревались провести свою очередную операцию по взрыву полотна. Место это выбрали лишь потому, что считали – для немцев уже не было тайной существование диверсионных отрядов, т.к. они прочесывали дорогу на вагонетках, но здесь, вблизи населенного пункта, они меньше всего ожидали диверсии. На это именно и рассчитывал Вареник, и он не ошибся.

Только что проехала сторожевая группа немцев, а уже раздался вдали чуть слышный звук, точно жужжание пчелы или шмеля. Это приближалась вагонетка. Не успела она скрыться за поворотом, как тут же к полотну насыпи припали двое, быстро, как кроты, подрыли ямки под рельсы. В одно мгновение заложили в ямки тол, наспех присыпали его землей, и кубарем скатились куда-то вниз, а затем, в несколько прыжков оказались в лесу. Солдат на войне находил спасение, врываясь при малейшей возможности в землю, он мог выбросить каску, противогаз и многое другое, но винтовку и

саперную лопату – ни за что на свете. А партизан спасал и днем и ночью бодрствующий лес. Этих партизан прикрывал от фашистов Ровенский лес.

Уходя вглубь леса, партизаны заметили, что за ними увязался какой-то подросток. Остановились – прислушались - не видно, не слышно. Осторожно стали уходить. Опят замаячила фигура.

- Что бы это значило? - спросил у партизан озадаченный и обеспокоенный Григорий Вареник. – Не хватало нам хвоста привести в лагерь.

Они молча пожали плечами.

- Вот что, - шепнул Вареник. – Отойдите незаметно в сторону, а мы тем временем пойдем в другую сторону.

Инструкция при таких обстоятельствах в лагерь возвращаться запрещала. Так и поступили.

И вот подросток задержан.

- Кто ты будешь? – устало присаживаясь на пень, спросил командир Григорий Вареник.

- Я – Вася Панчук, отца и мать в гестапо забрали, а я успел спрятаться – не нашли. Тогда я стал от них утикать. Прошу вас, дяденька, возьмите меня с собой, не гоните!

И в плач. Уж больно искренен он был в своей просьбе, поверили они мальцу.

- Не пропадать же ему в лесу, - сказал Вареник. - Ведь мал мальчонка.

И взяли.

Явившись в лагерь, Вареник доложил командиру о выполнении задания и вдруг смутился. Дугербий Танаевич заметил его смущение.

- Что там у тебя стряслось? – спросил Узденов, внимательно наблюдая за ним.

Запинаясь, Вареник ответил:

Да…мы привели с собой парубка.

Что-о?! Как вы могли?- возмутился Узденов.

- Вот так получилось, товарищ командир. Мальчонка больно хорош, и куда ему деваться? Посоветовались с ребятами и решили не оставлять его в беде.

- Ну, а если…- усомнился Узденов.

- Это исключается, сами потом убедитесь.

- Хорошо, пусть будет по-вашему, но за каждое его движение, каждый шаг - в ответе вы, товарищ Вареник

- Понял вас, - радостно воскликнул Григорий и выскочил из командирской землянки.

Хотя Вася и юн был, но он с первых же дней на деле показал себя смелым и находчивым бойцом. В скором времени командир отряда «Дядя Гриша» включил Василия Панчука в диверсионную группу Николая Корягина.

Разведка донесла, что по железной дороге Ровно-Шепетовка пройдет поезд с танками. Подорвать эшелон было приказано отряду «Дядя Гриша». Дугербий Танаевич вызвал к себе Корягина и поручил это важное дело ему. В состав группы вошел и Василий Панчук.

Собравшись в путь, командир Корягин повел группу лесом, в сторону железной дороги. Подойдя к путям, тщательно разведав местность и убедившись, что немцев близко нет, Панчук с двумя партизанами подрыли под рельсы лунки, положили взрывчатку и быстро скрылись в лесу.

Послышался шум приближающегося эшелона. Партизаны уходили вглубь леса. Последовал взрыв огромной силы, а через некоторое время по лесу эхом разнеслась пулеметная очередь. Но партизаны уже удалились в сторону базы на три-четыре километра. Путь преградила речка. Командир Корягин решил вброд ее не переходить, а пройти через мост на трассе Ровно-Киев и заодно взорвать его, если удастся.

В разведку опять пошел Панчук с двумя партизанами. Он превосходно знал местность всей округи и вышел к мосту скрытно, откуда немцы его появления не ожидали. Незаметно подползли к караулу, бесшумно сняли часового, а к этому времени подоспели и остальные партизаны. Они заминировали мост и скрылись. Вскоре раздался оглушительный взрыв.

Успешно проведя операцию, группа вернулась на базу.

Дугербий Узденов горячо поблагодарил за верную службу всех бойцов-партизан, а лучших представил к правительственным наградам. Среди них был и Василий Панчук.

В 1944 году по указанию Центра Дугербия Танаевича и его друзей на самолетах вывезли в Москву на отдых, а через месяц они снова были сброшены, но уже на территорию оккупированной Польши.

В то время в Варшаве находился штаб из восемнадцати человек во главе с генералом Польской армии Ролям-Жимерским. Первая задача состояла в том, чтобы из района Яновских лесов отправить польских руководителей на Большую землю во главе с генералом Ролям-Жимерским.

Соединение, которым командовали В.Ф.Малинин и Д.Т.Узденов, вывело польских товарищей к реке Висле, но выполнение задания на некоторое время задержалось, так как фашисты блокировали Яновские леса и пробивались с боями в Германию.

С появлением благоприятной обстановки радисты Игорь Козырев и Юрий Бабушкин из отряда Узденова, связавшись по рации с Центром, получили распоряжение: «Подготовить площадку для посадки самолета, приготовиться к эвакуации польских товарищей».

Круглые сутки радисты дежурили у аппаратов, не спал и Дугербий Танаевич. Срочно был подготовлен аэродром в лесу, налажена связь с Центром. В районе аэродрома и на подступах к нему выставили надежную охрану.

С четвертого на пятое июля 1944 года Центр сообщил в партизанский отряд о времени вылета самолета и сигнальные пароли. Настроение у всех было приподнятое, улыбался и Дугербий. Как и ожидали, ЛИ-2 появился в двадцать три часа. Узденов скомандовал:

- Зажечь сигнальные костры!

Получен с воздуха ответный пароль. После обмена уставными знаками самолет пошел на посадку. Благополучно приземлившись, из самолета вышли летчик майор Цунаев и штурман капитан Белов, не раз летавшие в тыл врага, к партизанам.

Короткий обмен рукопожатиями, быстрая разгрузка боеприпасов - и самолет уже готов к вылету. На борту- польские товарищи. Самолет выруливает на старт и взлетает. Узденову крепко жмет руку и обнимает командир соединения партизан полковник Виктор Филиппович Малинин.

Самолет с польскими товарищами берет курс на Москву, а отряд Дугербия Узденова уходит дорогой лесов в Чехословакию – на Прагу.

… До 1963 года Дугербий Танаевич Узденов работал участковым инспектором Ленинградской милиции, а затем перевелся на родину, в Карачаево-Черкесию. И все так же, день и ночь, был на посту по охране интересов трудящихся родного края ветеран милиции Дугербий Танаевич, кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени и многих медалей.

В одно из дежурств раздался телефонный звонок. В трубке послышался голос, который сообщил:

- Обворована музыкальная мастерская!

Глубокая ночь. Вокруг тихо, лишь на небе мерцали звезды, и случившемуся единственный свидетель – ночное светило.

Раздумывать некогда. На место происшествия выезжает наряд: дежурный Узденов, милиционер Сергей Черноусов.

Сторож рассказывает о том, что случилось, и по памяти перечисляет приметы двух преступников. Все ясно. Охранница-старушка и сторож остаются на месте. А Узденов с Черноусовым прочесывают одна за другой улицы Черкесска. И вот на Кавказской мелькнула тень, две фигуры прижались к стене и выжидают, когда же проедет машина, чтобы скрыться.

Но дежурный направил машину прямо на них и резко затормозил. Яркий свет ослепил лица людей. Не успели они опомниться, как из машины выскочили работники милиции.

Дугербий Узденов установил, что преступники совершили не одну кражу в городе. Утром начальнику милиции доложил:

- Ночью задержали двух «музыкантов» с ворованными аккордеоном, флейтами и другими инструментами.

- Вот они, «музыканты»,- усмехаясь, показал на них Узденов. – Вот любители легкой наживы.

…В 1961 году, на открытии памятника в городе Ровно легендарному разведчику Николаю Ивановичу Кузнецову, в числе приглашенных

присутствовали Дугербий Танаевич Узденов и старший лейтенант милиции Василий Дмитриевич Панчук.

В 1997 году Указом Президента России Дугербию Танаевичу Узденову было присвоено высокой звание Героя РФ.

Новость на сайте МВД Карачаево-Черкесской Республики

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2020:12:08 12:00 (МСК)

Регионы России: СКФО, Карачаево-Черкесия

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Карачаево-Черкесия

Последние новости

Все новости