Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Брянская область

05 августа 2021 года Валерий Михеев: «Легкой жизни у следователей не было и не будет»

Валерий Васильевич Михеев – человек энциклопедического образования, окончил юрфак МГУ, 30 лет (!) проработал в следствии. Кстати, таких специалистов на весь Советский Союз было всего двое! После окончания университета, в 1955 году, Валерий Михеев был назначен следователем УМВД Брянской области, а последние 11 лет службы трудился начальником следственного отдела УВД. После отставки до 2006 года работал начальником адресного бюро УВД. При этом полковник милиции в отставке Михеев десять лет был председателем областного совета ветеранов органов внутренних дел.

Однокашник Михаила Горбачева

После окончания Великой Отечественной войны встала проблема укомплектования милиции опытными, знающими свое дело, надежными кадрами. За годы войны советская милиция потеряла многих своих лучших работников, и в первые послевоенные годы почти повсеместно наблюдался значительный некомплект личного состава. Начсостав имел среднее и среднее специальное образование. Год 1955-й стал переломным в комплектовании кадрами органов внутренних дел. Вышло специальное постановление ЦК КПСС, во исполнение которого большинство мужчин – выпускников юридических вузов направлялись на службу в милицию.

В 1955 году я с отличием окончил юридический факультет Московского университета имени Ломоносова. Одновременно со мной наш факультет окончил и Михаил Горбачев – будущий Президент СССР.

Руководство МВД Союза приняло решение: выпускников высших юридических учебных заведений до направления к месту службы обучить основам оперативно-разыскной деятельности на кратко-срочных курсах в школах милиции. По окончании таких курсов в Рижской школе милиции я стал лейтенантом, следователем следственного отдела Управления милиции Брянской области. В то время краснодипломники имели право выбора места службы, я выбрал Брянщину.

В последующие годы комплектование органов внутренних дел кадрами с высшим юридическим образованием стало обычным делом, хотя и не таким массовым, как в далеком 55-м. Были созданы специальные вузы и факультеты в юридических институтах: Волгоградская высшая следственная школа МВД, специальный факультет в Саратовском юридическом институте и другие.

Очень важно, что людей в эти учебные заведения подбирали сами следственные аппараты, в основном из проверенных на практике помощников следователей на общественных началах. Окончив вузы, они возвращались к тем, кто направил их на учебу. Один из них – мой лучший заместитель Александр Филиппович Родин.

В начале славных дел…

Следственный отдел Управления милиции Брянской области был фактически органом дознания, хотя и со значительно большей подследственностью. Кроме дел своей подследственности мы нередко почти полностью расследовали и дела подследстенные прокуратуре, против чего она не возражала. Чаще всего в таких случаях их следователям оставалось перепредъявить обвинение, ознакомить обвиняемых с материалами дела, составить обвинительное заключение.

В 1959 году наш отдел, в соответствии с процессуальным законодательством, был переименован в отдел дознания. Начальником был назначен Иван Федорович Чертов, достойный человек, опытный и справедливый руководитель. Вскоре он возглавил отдел уголовного розыска УВД, а я стал начальником отдела дознания.

Когда начальник управления Павел Иванович Богатырев вез меня в Москву на утверждение, шутил: «И как я тебя, тридцатилетнего старшего лейтенанта, министру представлю?! Надо было хоть капитана досрочно присвоить». Но я в этой должности прослужил еще год и семь месяцев.

…С июня 1963 года я – заместитель начальника следственного отдела УВД Александра Ивановича Петрашова (бывшего прокурора Брянского района). Уже в 1965 году Петрашова назначили начальником штаба УВД, а на его место пришел Виталий Федосеевич Платонов (бывший начальник следственного отдела областной прокуратуры). Имея большой опыт следственной и организаторской работы, они много сделали для становления нашего следственного аппарата. Будучи заместителем этих замечательных людей, я многому у них научился. Они же были моими хорошими товарищами.

Пришли к нам из прокуратуры и некоторые другие опытные работники, в том числе и начальник отделения по расследованию дел о преступлениях несовершеннолетних следственного отдела УВД Олег Сергеевич Семенов. Всем им сохранялся прокурорский стаж работы. И зарплата у нас была немного выше. В 1974 году Виталий Федосеевич ушел в отставку, и начальником отдела назначили меня.

Мои наставники

С благодарностью вспоминаю и своих первых наставников, которые так щедро делились со мной профессиональным и жизненным опытом: начальника следственного отдела КМ УМВД Дмитрия Матвеевича Алешина, старших следователей Александра Максимовича Новикова и Тимофея Степановича Хрипунова.

Дмитрий Матвеевич – опытный, внимательный к людям, принципиальный руководитель. Встретил меня доброжелательно и в то же время был требователен и строг.

С Александром Максимовичем работали в одном кабинете. Крепкого телосложения, симпатичный, общий любимец. Все звали его Сашей. В труднейшие первые послевоенные годы служил в отделе по борьбе с бандитизмом. У нас же его знали как энергичного следователя – превосходного профессионала и товарища. Потом Александр Максимович работал начальником Клинцовского ГРОВД – одного из крупнейших и сложных районов области, куда был направлен в порядке укрепления кадров руководящего состава.

Тимофей Степанович был значительно старше. Опытный, аккуратный, спокойный и выдержанный, внимательный к младшим товарищам по службе.

Первое дело

Любое уголовное дело, большое или небольшое, сложное или простое, всегда связано с судьбами людей, а нередко и с трагедиями. Мне не забыть дело о гибели школьницы на улице Калинина, возле завода «Дормаш». На крутом повороте грузовик наехал на шестнадцатилетнюю девушку. Водитель-лихач был нетрезв.

Как сейчас вижу убитых горем родителей и протрезвевшего от страха шофера… Этого дела не забыть не только потому, что случившееся трагично, но и потому, что оно было моим первым. Этот случай укрепил меня в сознании нужности, необходимости нашей работы.

Легкой жизни у нас, следователей, не было и не будет. Нагрузка, в том числе нервная, большая. Ответственность – еще большая. Ночь, дождь, слякоть или, наоборот, мороз, метель, какие-то жизненные, семейные обстоятельства, а выезжать на происшествие или выполнение других неотложных следственных действий – надо. Для обычных людей есть конец рабочего дня, выходные, праздники, а для нас каждый день – рабочий.

Однажды в Комаричском районе в морозный снежный день мы с участковым чуть не погибли, сбившись с дороги. Снег почти по пояс, метель, а я в легких сапожках… Спасибо лошадке, вывезла к крайней хате села, возле которого мы так долго крутились. Добрые хозяева отогрели нас.

…Бывало, не спится, одолевают разные думы: «Обоснованно ли задержал и поместил подозреваемого в КПЗ? Полагаю, что это он (она, они), но чего-то как будто не хватает в доказательствах… Отпустить? Нет. Этот человек может быть опасным для жизни и здоровья других людей, помешает расследованию».

Стал руководителем – забот ох как прибавилось! В первую очередь – о подчиненных: условия жизни и работы, трудовая дисциплина, нравственность, атмосфера взаимного уважения и товарищества в коллективе…

Процессуальная самостоятельность: ответственность и инициатива

Законодатель наделил следствие процессуальной самостоятельностью. Следователи ни у кого не спрашивали разрешения на возбуждение дела, задержание подозреваемых и выполнение других важнейших следственных действий. Самостоятельность порождала ответственность и инициативу, что, конечно, не исключало контроля и надзора за следствием. Проводился в жизнь принцип неотвратимости наказания, невзирая на лица.

Вопрос о назначении начальника следственного отдела УВД решался только с согласия обкома партии и Министерства внутренних дел СССР. Крепко защищало и Главное следственное управление МВД. Поэтому мы имели возможность строжайше соблюдать законы, смело защищать своих подчиненных от давления.

«Михеев занят – диктанты пишет…»

Уделялось серьезное внимание комплектованию и воспитанию кадров (в последние годы моей службы коллектив СУ состоял из 207 человек). Опытные следователи помогали начинающим, старательные специалисты поощрялись.

Регулярно анализировался, обобщался и распространялся опыт расследования преступлений: письменные обзоры, методички, учебные сборы с различными практическими занятиями, в том числе – с записью на киноленту, и другие. Обзоры рассылались не только в подразделения, но и экземпляр – в Главное следственное управление. Некоторые наши обзоры-методички мне довелось встретить на курсах переподготовки руководящего состава следственного аппарата МВД.

Не оставались без помощи, в том числе и материальной, сотрудники, оказавшиеся в затруднительных условиях: ходил и у председателей советов выпрашивал квартиры для следователей. А приходилось – и примирял супругов.

Посмеивались надо мной: «Михеев занят – диктанты пишет». Да, писал. На обязательных собеседованиях с абитуриентами. Не может и не должно быть недостаточно грамотных следователей. Как не может быть следователем лентяй, человек без чести, совести, чувства справедливости, человечности, смелости. Смелости, которая не боится гнева сильных мира сего. Непросто быть таким смелым, даже если по закону ты процессуально самостоятелен.

Кадры решали все!

Если это такие кадры, как профессионалы своего дела – Иван Ильич Солдатов, Екатерина Ивановна Батукова, Василий Петрович Грамма, Николай Прохорович Гильдиков, Любовь Васильевна Волкова, Леонид Кириллович Анциферов, Светлана Афанасьевна Толкачева, Виктор Николаевич Чегляков, Николай Николаевич Холостяков, Валентина Андреевна Семионова, Владимир Семенович Кирюшенков, Николай Ульянович Лобанов, Олег Сергеевич Семенов и многие другие.

Ставшие начальниками и заместителями начальников следственного отдела УВД – Михаил Иванович Суторьма, Борис Дмитриевич Мачихин, Капитолина Петровна Босомыкина, Александр Филиппович Родин, Сергей Николаевич Дружинин; начальниками других отделов аппарата УВД области – Михаил Филиппович Родин, Эдуард Андреевич Пряхин; начальниками ГРОВД – Вячеслав Ильич Кондрашов, Иван Николаевич Тарасевич, Александр Михайлович Суворов…

И, наконец, начальник УВД Брянской области Василий Алексеевич Фесунов. «Наших» начальников ГРОВД было почти треть от общего числа руководителей райотделов. Жалко было лишаться таких работников, но мы и гордились, понимая необходимость этих кадровых перемещений.

Следственный отдел УВД занимал 7-е место в стране.

Уголовные дела давно минувших дней

Немало дел я расследовал: и один, и в следственно-оперативных группах, и сам возглавлял такие группы. Вот несколько таких эпизодов.

Двое выходцев из Грузии, устроившись в торговых точках по продаже вина, на бутылки с низкосортными винами клеили этикетки высококачественных. Были у них и соучастники. Привезенные в бочках дешевые вина разливали по бутылкам в специально созданном цехе. Затем на бутылки клеили этикетки вин известных марок. Один из них, не совсем еще потерявший совесть и не лишенный чувства юмора, мрачно шутил о таком «вермуте»: «Верь – муть». Получил он тогда 25 лет лишения свободы.

Будучи заместителем начальника следственного отдела, расследовал и небольшое, но актуальное дело вора Бударина. Все началось с того, что сильно обеспокоились председатели колхозов ряда районов области: кто-то регулярно и нагло стал красть коров. Дело дошло до обкома партии, и мне было поручено незамедлительно расследовать кражи и установить преступников.

При обыске у не имевшего определенных занятий подозреваемого Бударина на чердаке с сеном я с помощью миноискателя обнаружил две приметные молочные фляги, прихваченные им на одном из скотных дворов. Как же корил себя Бударин за то, что не смог расстаться с этой «мелочью»!

С подключенным к делу старшим следователем Николаем Ульяновичем Лобановым сравнительно быстро раскрыли все 15 краж скота. При окончании следствия, ознакомившись с материалами дела, Бударин, рассвирепев, пытался порвать один из томов.

Возглавлял следственно-оперативную группу по расследованию дела о хищении алкогольной продукции работниками Октемберянского винно-коньячного завода Армении и потребкооперации нескольких районов Брянщины. К уголовной ответственности были привлечены более 20 человек.

Запомнилось и возникшее в процессе расследования других хищений республиканское дело о крупном подпольном цехе ширпотреба в городе Подольске Московской области. Было это в первой половине восьмидесятых годов. Товары сбывались через торговую сеть нашей области и других регионов страны. Дельцы, проходившие по этому делу, – прообраз нынешних «хозяев жизни». Их шеф имел личную вооруженную охрану, творил суд и расправу над

неугодными. Запомнил на ветровом стекле его автомобиля специальный пропуск, выданный за взятку работником Госавтоинспекции МВД СССР.

Полгода дело находилось в производстве опытного старшего следователя по особо важным делам следственного отдела УВД Валентины Ивановны Семионовой, а я ей помогал. Впоследствии дело было передано для дальнейшего расследования в Главное следственное управление МВД СССР.

Участвовал я и в задержании преступников, хотя это и не дело следователя.

Рабочий Брянского мясокомбината кореец Танбаен сколотил преступную группу с целью хищения мяса. В нее входили работники данного предприятия, охранники, таксисты, работники торговли. Действовали слаженно и четко.

Ночью, в определенное время, к заранее обусловленному у забора комбината месту подъезжали таксисты. Танбаен с соучастниками быстро перебрасывали через забор тяжелые мясные туши, а охранники «не замечали» этого. Таксисты развозили похищенное по торговым точкам.

Получив сведения о том, что Танбаен заночует у себя в общежитии комбината и что он вооружен пистолетом, я вместе с оперативником рано утром отправился на задержание. Не велела совесть прятаться за спинами товарищей: пошел первым. Вошел в комнату – спит. Тихонько, аккуратно забрал из-под подушки заряженный пистолет. Тут и ребята подоспели…

Вспоминается и такой случай. Сын бывшего немецкого старосты, тунеядец по кличке Собачка, не поладив с председателем колхоза, заложил под пол его дома взрывчатку. Ночью раздался взрыв, но люди не пострадали. В эту ночь в связи с ремонтом семья спала в другой комнате.

Нужно было немедленно задержать опасного преступника. Когда я, оперативник Горбатенко и местный участковый пошли, еще только начало светать. Не успели приблизиться к дому, как Собачка выбежал и скрылся в ближайшем кустарнике. А вокруг – туман…

Внезапно появившийся из этих кустов человек побежал в сторону леса. На окрик: «Стой! Стрелять буду!» – припустил еще быстрее. Мы с пистолетами в руках – за ним. Я рванул вперед и догнал, но… Оказалось, что схватил и перепугал этим мужика, собиравшего хворост.

А преступник, как он потом говорил, в это время сидел на дереве и посмеивался над нами. Только недолго смеялся – вскоре мы его задержали в другом месте. Суд приговорил Собачку к высшей мере наказания, и он был расстрелян.

Говорят, что преступники на месте происшествия своих адресов не оставляют. А мне однажды оставили… В области одна за другой стали совершаться похожие по почерку кражи из магазинов. Но ничего, за что можно было бы зацепиться. Последняя – из магазина в поселке Сеща Дубровского района, где наряду с другими товарами похитили мужскую обувь. Я тщательно осмотрел как можно большую территорию вокруг магазина, особенно подходы к нему. Обнаружил поношенный мужской ботинок и в нем вместо стельки почтовый конверт с письмом. Адрес на конверте вывел нас на одного из предполагаемых преступников.

Верные товарищи

Никогда не мыслил я успешного расследования без наших верных товарищей – оперативников, экспертов, сотрудников других служб органов внутренних дел и, конечно же, добросовестных граждан.

С благодарностью вспоминаю многих своих коллег: старшего оперуполномоченного уголовного розыска УВД Николая Горбатенко, прекрасного работника и товарища; старшего оперуполномоченного ОБХСС УВД Ивана Михайловича Алексеева. Высокий, плечистый, обманчиво медлительный, умный и доброжелательный, он был отличным оперативником и добрым приятелем; начальника оперативной части СИЗО УВД Михаила Лабуза, хорошего оперативника, разумного, доброжелательного человека. А как не вспомнить лучшего судью областного суда Ивана Федоровича Ткачева! Еще начинающим следователем я в самых затруднительных случаях обращался к нему за советом. И многих, многих других…

Новость на сайте МВД Брянской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2021:08:05 14:03 (МСК)

Тема: Преступления, связанные с алкоголем, наркотиками и другими возбуждающими средствами, Нарушение законов полицией

Регионы России: ЦФО, Брянская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Брянская область

Последние новости

Все новости