В краевом Главке состоялась онлайн пресс-конференция с представителями СМИ и начальником ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю Русланом Севериным, а также приглашенным экспертом по информационной безопасности Иваном Земцовым.
Главной темой стала профилактика мошенничества. С начала текущего года на территории Красноярского края и страны в целом отмечается значительный рост хищений денежных средств с банковских счетов граждан, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В 2021 году в крае зарегистрировано более 7,5 тысяч преступлений, из которых раскрыто почти 1,4 тысячи. При этом, более 50% таких правонарушений зафиксировано на территории г. Красноярска, а также большой процент фактов мошенничества отмечается и в других крупных городах края.
Как отметил Руслан Северин, злоумышленники стали тщательные маскировать свои действия, втираясь в доверие граждан. В настоящее время мошенники действуют из разных регионов страны, используя при этом различные телефонные номера и банковские карты, оформленные, как правило, на третьих лиц.
Полковник юстиции предупреждает, что с появлением современных технологий появились новые виды преступлений, основными видами из которых являются:
–хищение денежных средств со счета с использованием учетной записи клиента, с использованием возможностей интернет-банкинга;
–размещения на сайтах торговых площадок ложных объявлений о продаже товаров либо предоставлении услуг с условием обязательной предоплаты;
-рассылка сообщений со ссылкой на Интернет-сайт, при открытии которого происходит списание денежных средств с банковских счетов, путем внесения вирусной программы в телефон;
- помощь в получении кредита.
Кроме того, мошенники в последнее время все чаще стали представляться от имени полиции и других правоохранительных органов, руководителей банковских структур.
Новыми видами таких мошеннических схем являются:
-звонки с сообщениями о списании денежных средств. Преступники в разговоре с гражданами говорят, что для предотвращения несанкционированного списания денег, необходимо все денежные средства перевести на «безопасный счет», при этом, действуя по инструкциям мошенников, доверчивые граждане переводят свои сбережения злоумышленникам.
-дистанционное оформление кредита. Мошенники, представляясь сотрудниками службы безопасности банка, сообщают о якобы оформленном кредите, для отмены которого необходимо устанавливать якобы специальное приложение, после установки которого у преступников появляется доступ в личный кабинет потерпевшего.
При совершении преступлений указанными способами, преступники могут прибегать к дополнительным методам убеждения и использовать технологии «подмены номера», что позволяет видоизменить фактический вид абонентского номера на любой другой, в том числе принадлежащий банковским организациям или правоохранительным органам.
Эксперт по информационной безопасности Иван Земцов, исходя из личного опыта, описал портрет телефонных мошенников, как правило, это молодые люди 25-30 лет, которые используют данные граждан с открытых источников, в разговорах с жителями умеют убеждать и готовы к любым ответам граждан, в том числе и используя угрозы якобы с возбуждением уголовных дел в отношении потерпевших.
Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо:
- пользоваться принципом «никогда не доверять неизвестным»;
-любая информация подлежит проверке;
-помнить, что сотрудники банковских учреждений не будут просить перевести деньги на «безопасный» счет.
В завершение беседы участники пресс-конференции порекомендовали жителям быть более бдительными и осторожными и сообщать о подозрительных фактах в правоохранительные органы.