Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» устанавливает новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля.
Федеральный закон № 248-ФЗ совершенствует механизмы организации государственного надзора, предусматривает проведение профилактических мероприятий, расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий.
Федеральным законом № 248-ФЗ вводится новый термин —
«контрольное (надзорное) мероприятие»
(далее — КНМ), термин «проверка» используется исключительно в узком смысле в качестве одного из видов КНМ.
Устанавливается
9 видов КНМ
: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 — проходят без взаимодействия. При этом для каждого мероприятия установлены свои сроки проведения. Виды КНМ:
-
контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
-
выборочный контроль;
- инспекционный визит
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
-
выездное обследование
Для каждого отдельного КНМ строго определен набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, а также длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.
В соответствии со ст. 56 Закона № 248-ФЗ инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях производится в сроки и порядке, установленные Федеральным законом №248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также посредством средств связи (ст. 21 Федерального закона №248-ФЗ).
Содержание Закона № 248-ФЗ свидетельствует о его направленности на снижение интенсивности и количества проверок.
Закон предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Лицо, находящееся под таким наблюдением, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА И (ИЛИ) ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ). Глава 9 Федерального закона № 248-ФЗ содержит регламент обжалования принятых решений по результатам проведенных контрольных мероприятий, а также действий (бездействия) органа (его должностных лиц). Осуществить обжалование можно в досудебном и судебном порядках.
С 1 июля 2021 года судебный порядок может быть применен только после соблюдения проверяемым мер по досудебному урегулированию вопроса, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Досудебное обжалование осуществляется согласно правилам гл. 9 Федерального закона №248-ФЗ:
- жалоба подается с использованием Единого портала государственных услуг и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;
- сроки варьируются в зависимости от того, что обжалуется. При обжаловании решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц - в течение 30 календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При обжаловании предписаний контрольных органов - в течение 10 рабочих дней с момента получения такого предписания. В случае пропуска срока по уважительным причинам он может быть восстановлен;
- срок рассмотрения жалобы - не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
ГИБДД УМВД России по городу Пскову