Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Пермский край

09 мая 2022 года Жизнь продолжается, память остается

…Александр Кузьмич показывает шинель, китель, форменную фуражку – 32 года он стоял на страже безопасности Соликамска. Подполковник в отставке, честь и достоинство которого отмечают все, кто с ним служил в милиции, свой путь проложил самостоятельно – терпением, трудом и стремлением к цели.

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Сколько тяги к знаниям было у деревенского паренька, детство которого пришлось на военное лихолетье... Рожденному в тридцать восьмом, ему довелось пережить и потери, и голод, и бедность.

– Давайте упустим этот период, – просит, даже категорично настаивает Александр Кузьмич. – Сегодня многие вспоминают военное детство. У меня оно было, как и у сотен других мальчишек и девчонок.

– Не любит он возвращаться к тем годам, настолько тяжко было, – у жены Валентины Александровны подрагивает голос. – Он и мне-то рассказывал очень скупо, узнавала в основном от его одноклассницы.

А возврат, пусть и в памяти, действительно болевой.

Семья Козловых жила в деревне близ Чермоза. Быт был более чем скромный – шестеро детей надо было одеть-покормить. А когда началась Великая Отечественная, главу семьи, недавно вернувшегося с Финской войны, отправили на фронт. И в сорок третьем, защищая Отечество, он погиб на Орловско-Курской дуге. Беда в дом одна не приходит: в том же году ушла из жизни мама.

– Сказались тяжелый труд, недоедание. Сейчас понимаю: она ведь последние крохи нам отдавала, – говорит Александр Кузьмич. - Особенно трудно жили многодетные семьи, как наша. Хлеб в военное время давали по продкарточкам, норма – 400 граммов. Мать уйдет на работу, а мы дома целый день, есть хочется. Я тогда в силу возраста не понимал, почему один кусочек надо делить на всех, почему нельзя кушать столько, сколько хочется. Да и как поймет 3-летний ребенок слово «норма». Бегаешь по дому целый день голодный, смотришь на этот кусочек хлеба, отщипнешь чуток: мол, никто не заметит. Другой раз, третий… И так каждый из нас. А к приходу матери, бывало, уже ничего не оставалось. Так она и ложилась голодная спать...

Когда Александр осиротел, старшие братья были уже самостоятельными: учились в ремесленном училище, получали профессии, необходимые для восстановления народного хозяйства. А его взяли на воспитание отцовская сестра с мужем: своих детей у них не было, поэтому племянник стал единственным ребенком. Тетка была чересчур строга. Но сегодня Александр Кузьмич признается, что ее «железный характер» помог ему не свернуть с пути, многого добиться в жизни.

– А приемный отец был душа-человек, – вспоминает он. – Участвовал в империалистической войне, с пиками в конном строю сражался с врагом. Он мне, можно сказать, заменил родного отца, которого я и не помню.

Но тяга к учебе не давала покоя

…Семь классов Саша окончил отличником. До сих пор хранит шахматы, которые ему подарили за успехи в учебе. Было огромное желание получить среднее образование в Чермозской школе. Уверенно приехал подавать документы. А подошел к школе, увидел, как одеты дети, посмотрел на свои старенькие обутки… И с тяжелым сердечком – обратно, в деревню.

Пареньком работал в колхозе: сено возил, коров пас… Затем служба в морфлоте на Русском острове.

После армии Александр работал механизатором. Но тяга к учебе не давала покоя, и он по совету друга поступил в вечернюю школу, где получил аттестат о среднем образовании.

В 1966 году Александр поступил в Елабужскую среднюю школу милиции. Учился с интересом, впитывая все знания. И спустя два года по распределению отправился уже с красавицей женой в Соликамск.

Соликамская история

– Приехали в город на пароходе, – показывает на снимке Александр Кузьмич красивое судно, курсировавшее в то время по Каме.– Вышли на пристань со скарбом, нас встретили… Но из-за каких-то накладок несколько дней нам пришлось жить прямо на дебаркадере. А потом поселили в резиденции участкового (именно так называлось место службы участковых, а опорные пункты были местом сбора дружинников) по улице Ульянова – тоже временно, до того как дали место в общежитии по Соликамскому шоссе.

По приезду Александр Кузьмич пришел в отдел милиции, который располагался в здании на территории мужского монастыря. Был еще в гражданской одежде, поскольку догуливал отпуск. В дежурной части первым его встретил сотрудник Соликамского отдела Юрий Федорович Виноградов, который рассказал о том, где устраиваться, к кому подходить, в целом о работе отдела: «Да все здесь на виду, приходи и работай!»

И после отпуска милиционер Козлов приступил к службе в отделе по борьбе с хищениями социалистической собственности, именно на направлении – оперативника в ОБХСС он специализировался.

По зову сердца

В этом отделе работа была не из легких. Александр Кузьмич занимался выявлением преступлений, проводил плановые проверки, отрабатывал поступившую информацию, готовые материалы передавал в следствие. В зоне обслуживания молодого оперативника были детские учреждения, предприятия общепита, выявление спекулянтов.

– Что касается спекуляции, сегодня многое, что было вне закона, легализовано, и если раньше квалифицировалось как «купля-продажа с целью наживы», то сейчас – бизнес, – Александр Кузьмич сравнивает приметы времени.

– А чем спекулировали? Спиртным?

– В основном вещами, продуктами. Спиртное как-то не в ходу у них было. А вот самогонщиков выявляли. А несуны чего только ни придумывали! Бывало, сродни анекдоту. Скажем, работница мясокомбината проходит через проходную с пустыми руками – казалось бы, зачем ее останавливать… А было зачем! Чуть ли не по всему периметру тела и к ногам привязаны пакеты с фаршем. Наказания и позора не избежала.

– Муж всегда был неподкупным, впрочем, ему и взятки не предлагали – все знали: против закона не пойдет, – рассказывает Валентина Александровна и вспоминает забавный случай:

– Когда-то было туго с металлическими крышками. И нам с сотрудницами в одном из рыночных киосков сказали, что завтра привезут крышки, можно будет подойти в три часа. Я «товарищу мужу» сообщила радость. На следующий день отпросились с девчонками с работы, приходим. А в ответ: «Был «бэхээсэс» и запретил торговать крышками до шести вечера – до тех пор, пока все пойдут с работы, чтобы не только нескольким товар достался».

Был случай, когда Козловы еще жили в общежитии. Ночью услышали треск разбитого стекла. Вскочили как по команде. Сосед Николай Отекин – тоже милиционер – с женой Ниной тоже проснулись от звука. В считаные минуты вчетвером выбежали на улицу. А там хулиган из так называемых химиков внедрился в буфет «Строитель» на первом этаже. И уже прихватил с собой бутылку коньяка. Мужчины его задержали и повели в отдел. Жены, как верные подруги, с ними: одна впереди процессии, другая – сзади. Злоумышленник хотел было улику оставить на дороге, но замыкающая строй Валентина Александровна не дала ему это сделать. Так и сдали воришку в дежурную часть.

Слово о дежурной части

После ОБХСС Александр Кузьмич служил на «передовой»: ведь именно в «дежурку» поступают все сигналы – обращения, заявления, оперативная информация. И по словам ветеранов отдела, при Кузьмиче был безупречный порядок!

Причины доставления в дежурную часть были, как и сегодня, разные: кто-то кого-то на улице избил, при семейных неурядицах супруг руки распустил, третий на чужое имущество позарился…

На вопрос «что тогда воровали?» ветеран отвечает:

– В основном были квартирные, карманные кражи и даже автоугоны, хотя машин в городе было совсем немного. Даже у нас в ОВД – всего три: в уголовном розыске, «летучка» ГАЗ-51 с фургоном в дежурной части и «Волга» у начальника. А потом нам дали уазики…

Кстати, спустя год после приезда в Соликамск Александр Кузьмич заочно поступил в Московский филиал высшей школы милиции. Впрочем, и на этом не остановился. Постоянно повышал свой профессиональный уровень, к примеру, на высших курсах штабных работников МВД СССР России. На заслуженный отдых вышел уже в 2000 году и сегодня как общественник работает в Совете ветеранов.

Союз двух сердец

Более полувека супруги Козловы вместе. Сегодня у них взрослые дочери, четверо внуков и правнучка. Александр Кузьмич и Валентина Александровна всегда рядом друг с другом: вместе ходят за грибами-ягодами, вместе работают на своих шести сотках.

– Только на рыбалку меня с собой не берет! – смеется хозяйка, угощая нас шпротами собственного изготовления и пирогом со щукой. Из мужниных уловов!

… Ну как было не влюбиться в подтянутого парня с роскошной шевелюрой, аккуратного, серьезного, который приезжал к Валюше на велосипеде, да в белых кедах…

А где познакомились – уже и не вспомнят, жили неподалеку, знали друг друга давно. Может, и на танцах. Александр Кузьмич приносит вузовскую работу внучки – она нарисовала ту самую танцплощадку: с ротондой, лавочками, на которых дедушка, наверное, признавался бабушке в любви. Они и сейчас танцуют так, что засмотришься!

… Расставаться с замечательными людьми совсем не хочется. Мы все задаем и задаем вопросы. А Александр Кузьмич рассказывает о бывших сотрудниках – Михаиле Лапаеве, Борисе Башкирцеве, фронтовике Николае Савельеве, Александре Бестаеве… Показывает фотографии, где запечатлен за уроками, субботниках и лыжных прогулках с сотрудниками полиции и, конечно, с семьей, которой он так дорожит.

А Валентина Александровна с такой любовью рассказывает о муже – о его порядочности и авторитете, о его принципах и поступках.

И подытоживает: «Переживший войну, честно носивший погоны, он – настоящий мужчина!».

Ольга Прозорова

Новость на сайте МВД Пермского края

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2022:05:09 12:45 (МСК)

Регионы России: ПФО, Пермский край

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Пермский край

Последние новости

Все новости