Новости МВД России

Главная » Дальневосточный федеральный округ » Хабаровский край

О противодействии мошенничествам – в радиоэфире

21 июля 2021 года


В прямом эфире радиостанции «Комсомольская правда - Хабаровск» начальник отдела информации и общественных связей полковник внутренней службы Ирина Щёголева, руководитель отдела кибербезопасности по Дальнему Востоку ПАО Сбербанк Константин Михайлов и заместитель управляющего операционным офисом по розничному бизнесу Алексей Близнюков рассказали радиослушателям об схемах, которые наиболее популярны в наши дни у преступниках, об уловках мошенников и алгоритмах, следуя которым пользователи банковских карт смогут обезопасить свои сбережения.

Управлением МВД России по Хабаровскому краю и сотрудниками банков на постоянной основе проводится масштабная работа по информированию населения о преступлениях, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и методах защиты от них. К примеру, помимо информации, размещаемой в СМИ и сети Интернет, сотрудники полиции раздают памятки, делают поквартирные обходы для информирования населения о способах защиты от уловок мошенников.

Тем не менее, граждане продолжают попадаться на уловки злоумышленников и терять свои денежные средства. Только за шесть месяцев этого года в подразделениях полиции региона зарегистрированы более тысячи заявлений о дистанционных мошенничествах. На днях жительница Комсомольска перевела мошенникам более трех миллионов рублей.

При совершении преступлений мошенники часто используют функцию подмены номера. На территории края зарегистрирован ряд подобных преступлений, когда преступники использовали функцию подмены номера и звонили якобы с номеров, принадлежащих правоохранительным органам, и представлялись должностными лицами, просили оказать помощь в выявлении и задержании мошенников, но при этом потерпевшим необходимо было указывать реквизиты их карт.

Кроме того участились случаи совершения мошенничеств, когда преступники предлагают заработать, инвестируя деньги в ценные бумаги, либо предлагают играть на валютных биржах и заработать на разнице валют. При этом они обещают сверх доход, при этом не заключая договоры. Зарегистрированы преступления, когда потерпевшие на протяжении нескольких месяцев переводили денежные средства якобы на брокерские счета. Иногда суммы ущерба достигают цифр с шестью нолями. Тут уж, как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке.

К распространённым способам преступлений подобной категории можно отнести и мошеннические действия с использованием торговых интернет площадок. Если раньше преступники, размещая объявления о продаже товара, либо представляясь покупателем, пытались узнать номер банковской карты, срок ее действия и трехзначный код с обратной стороны для получения доступа к банковской карте потерпевшего, то сейчас появился новый способ. Жертве предлагают перейти по ссылке для оформления безопасной сделки. В этом случае потерпевший сам вводит все реквизиты банковской карты и поступивший код в смс сообщении. Кстати, повышенный спрос на аренду жилья в сезон летних отпусков – тоже порождает ряд мошенничеств.

Ну и, безусловно, к самым распространённым способам преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий можно отнести мошенничества под видом сотрудников безопасности финансовых учреждений.

По данным ВТБ, более 90% случаев попыток мошенничества по-прежнему основаны на методах социальной инженерии и фишинга (вид мошенничества с целью получения доступа к логинам и паролям). При этом целью мошенников является получение личной информации и вывод клиентских средств. Вывод простой: человек может стать жертвой злоумышленников, только если сам сообщает им свои персональные данные.

Мошенники все время меняют свою тактику для «усыпления» внимания клиентов. Это касается как способов получения доступа к клиентской информации, так и времени информационных «атак». Распространено мнение, что они концентрируют свою активность до или после выходных – когда абоненты на связи, но при этом менее бдительны. Наша статистика показывает, что наибольшая их активность приходится на середину рабочей недели.

По мнению специалиста Сбера, мошеннической схемой № 1 по-прежнему остаётся звонок от имени службы безопасности банка, когда мошенник утверждает, что средства клиента находятся под угрозой. Далее сценарии обмана могут различаться, но суть одна или убедить клиента перевести деньги мошенникам под предлогом перевода на специальный «защищенный счет» (схема «самопереводы») или выманить секретные банковские данные (номер карты, CVV-код и код из СМС).

Схема № 2 – это схема с кредитами. Мошенник звонит жертве, представляется сотрудником банка и говорит, что на её имя кто-то оформляет кредит. Чтобы отменить эту операцию, преступник просит подать заявку на кредит на ту же сумму и затем перевести деньги на «защищённый счёт». Под руководством мошенников клиент оформляет онлайн-заявку, и как только ему начисляют деньги, переводит их жуликам.

Кроме того, существует схема мошенничества, так называемая «раздача денег в интернете» – когда тебе предлагают деньги и нужно лишь пройти по ссылке. Особенно активно злоумышленники стали «работать» по ней с начала 2020г. в период острой фазы пандемии. В самой схеме есть несколько вариаций:

фиктивные опросы – пользователю отображается предложение принять участие в опросе о банковских услугах, который якобы проводит банк и получить за его прохождение вознаграждение. На финальном этапе опроса жертву убеждают, что выплата у нее почти в кармане, для ее получения нужно ввести номер карты и смс-пароль для получения перевода. На самом деле злоумышленники используют эти данные для получения доступа к личному кабинету Сбербанк Онлайн и хищения средств у доверчивых граждан.

Всё чаще звонящий представляется полицейским, следователем или прокурором. Нередко мошенники поочерёдно звонят клиенту, представляясь то сотрудником банка, то представителем силовой структуры.

фиктивные выплаты компенсаций – пользователю отображается объявление, замаскированное под официальную выплату государственной помощи гражданам и предложением заполнить для ее получения небольшую анкету. Как правило, жертву вводят в заблуждение и просят для получения крупной выплаты (более 100 т.р.) сделать перечисления небольшой комиссии за услуги адвокатов/юристов и пр.

Мошенники стали активнее использовать неголосовые каналы: электронную почту, СМС, мессенджеры. В частности, мошенники присылают клиентам электронные письма от имени банка: на бланке, с некими подписями и печатями. В этих письмах они пишут, что клиент стал «жертвой мошеннических действий», и теперь «требуется выполнить процедуру обновления единого номера лицевого счёта». В письме указан номер нового счёта, который открыли сами мошенники.

Для сохранения своих сбережений сотрудники полиции и банковской сферы советуют:

Не переходите по ссылкам на незнакомые ресурсы, не устанавливайте программы для удалённого доступа и управления компьютерами. Мошенники могут заразить ваш компьютер или телефон вирусом, получить удалённый доступ к системе онлайн банка, вашим личным данным и финансам.

Подавляющее большинство мошенничеств становятся возможны благодаря тому, что клиенты сами раскрывают злоумышленникам свою личную и финансовую информацию. Поэтому вне зависимости от новейших технологий, которые внедряет банковское сообщество для борьбы с мошенниками, основным инструментом борьбы за сохранность своих средств является внимание и бдительность клиента.

Мошенники знают, что средства на счетах банка надежно защищены, поэтому предпочитают атаковать клиентов, используя методы социальной инженерии. Для этого не нужны специальные программы, достаточно сыграть на страхе потенциальной жертвы. Зачастую клиенты под влиянием мошенников сами совершают все необходимые действия – снимают средства, закрывают вклады, берут кредиты и переводят деньги.

Помните, сотрудники банка никогда:

Не осуществляют звонки с просьбой предоставления персональных данных, реквизитов карт, одноразовых паролей из СМС для подтверждения проведения или отмены совершённых якобы мошеннических операций;

Не предлагают для сохранности перевести деньги на «специальные счета» или установить специальные программы для обеспечения удалённого доступа к Вашему устройству.

При поступлении СМС или иных сообщений типа «Ваша карта заблокирована», «Заблокирована сумма оплаты», «Есть проблемы с проведением операции» и т.п., ни в коем случае не перезванивайте на указанные в сообщениях номера телефонов и не переходите по указанным в сообщениях ссылкам.

В такой ситуации звонки или сообщения поступают от мошенников. Следует прекратить общение и самостоятельно обратиться в банк по телефонам, указанным на оборотной стороне карты, сайте банка или договоре, а также обратиться в ближайшее подразделение органов внутренних дел или по телефону 02.

Пресс-служба УМВД России по Хабаровскому краю



Ссылка на текст новости: http://mvdrus.ru/news/1848106-o-protivodeystvii-moshennichestvam-.html

Ссылка на первоисточник: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/25099232/