Новости МВД России

Главная » Дальневосточный федеральный округ » Магаданская область

Навстречу Великой Победе. Когда воевали, о наградах не думали

07 мая 2023 года


Из партизанского отряда в тылу Третьего рейха – на Колыму. Как молодой электрик-комсомолец стал командиром взвода разведки. О жизненном и боевом пути ветерана Великой Отечественной войны Григория Карпенко рассказывает названный в его честь внук – заместитель начальника управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Магаданской области подполковник полиции Григорий Стрельцов.

С раннего детства я знал, что мой дед – участник Великой Отечественной войны. Ветеран отдельной мотострелковой бригады особого назначения Карпенко Григорий Андреевич родился 8 сентября 1920 года. Мечтал работать подземным строителем – в метро. В те годы об этом грезили многие мальчишки.

Получив образование электрика, устроился в метрополитен. Занимался любимым делом. Когда пришла война, уже на пятый день Григорий Андреевич был среди защитников Родины. Фронтовых трудностей мой дед вкусил с лихвой. Были и изнурительные бои, ранения, потеря товарищей. Все испытания он с честью преодолел. Прошел дорогами Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Австрии.

Со своей супругой – Валентиной Дмитриевной, он познакомился уже после войны. Бабушка вспоминала, что видела его еще девчонкой – в зеркале, когда гадала на суженого. На Колыму, в поселок Эвенск, они переехали в 1954 году. Григорий Андреевич четверть века проработал электриком на рыбозаводе, затем сторожем. Летом любил ходить за грибами, с удовольствием возился с нами – с внуками (у деда пятеро внуков и двое правнуков. Кстати, меня назвали в его честь).

Вот что он рассказывал о начале войны и фронтовых буднях:

«… В 1941 году я жил в Киеве. Работал на одной из строек НКПС, потом этот комиссариат переделали в МПС – министерство путей сообщения. А как о начале войны узнал? На маевку собирались, остров Жуков, прекрасное место для отдыха. Мы на энтузиазме росли и воспитывались, комсомольцы все. Ну и услышали речь Молотова, 22 июня. День уже разгорался, яркий, солнечный день. Вспомнили, что слышали, как над городом пролетели самолеты, но не знали, что немецкие – мало ли что, учения и все тут. И взрывы слышали, тогда-то и прояснилось, что к чему. Немец бомбил авиационный завод, потом завод «Большевик», тоже оборонного значения. Он все знал.

Да, крестов на самолетах в то утро не разглядели. Но хоть бы и разглядели?... На маевку, конечно, не попали, пришлось отложить. Паники не помню. На второй день скопом молодежь повалила в Октябрьский военкомат. Человек 500 набралось. А поскольку я был электриком, модная тогда была профессия, уважаемая, я очень ее любил, – то меня зачислили в батальон связи – 715-й, отдельный, 1003-го полка. Связь давали полкам и дивизиям, тем, что еще могли сражаться. Погрузили нас вместе с катушками в вагоны, направили в район Шепетовки, исторические места, описаны в литературе. Не доехали – разбомбили состав вчистую, но жертв не было, а мы кто куда – в кюветы, в лес…»

Различные испытания ждали солдата Карпенко. Жизнь распорядилась так, что выполнять задачи ему пришлось в тылу врага в составе партизанского соединения. Один из последних боев был в Чехословакии. Приказ «разбить врага и завладеть боеприпасами» был исполнен.

«…В 1944 году партизанское соединение имени Александра Невского, в котором я воевал, должно было переправиться на территорию Польши, чтобы оказать помощь братскому народу. Польские партизаны помогли навести переправу, и 22 февраля на рассвете мы начали переправляться на тот берег. Когда большая часть людей была на месте, налетели фашистские «юнкеры», разбили мост и отрезали от нас один батальон. Пробиваться вперед с тяжелыми орудиями (минометами и пулеметами) было сложно, это тормозило движение, пришлось часть закопать на территории Польши. Нам удалось уйти в Яновско-Белгородские леса, здесь тринадцать дней шли обескровливающие бои. Потерь у нас было много, но все-таки мы смогли захватить вражескую артиллерию и разбить фашистов. Когда воевали, о наградах не думали. Не смогли сломить хваленые фашистские головорезы крепкого боевого братства. Не помогли ни танки, ни артиллерия. О войне говоря, наше поколение вряд ли можно в чем упрекнуть. Не мы ее, простые электрики и слесари, затеяли, но закончили, кажется, довольно неплохо. Правда, слишком дорогой ценой», – вспоминал дедушка.

Одна из самых памятных для него наград – Серебряная Звезда партизана ЧССР. Вручили ее деду в 1944 году. Также был награжден Орденом Красной Звезды за проведение боевой операции в тылу. В самом конце войны, в Словакии его взвод получил приказ взорвать два сильно охраняемых моста, чтобы немецкие эшелоны не смогли пробиться на Восток. Задание было не из легких, но разведчики его с честью выполнили.

После войны дед встречался с фронтовыми друзьями, бывал на местах прежних боев. Долгие годы ко Дню победы ему приходили письма с разных уголков Советского Союза. Каждое новое письмо для него было праздником. Вот отрывок одного из тех, что дедушке писал бывший пулеметчик его отделения: «Здравствуй, боевой друг Григорий Андреевич! Пишет тебе воскресший почти из мертвых, твой боец-партизан отряда Героя СССР В.А, Карасева. Я, Михаил Михайлович Дворянский – бывший твой пулеметчик, когда ты командовал у нас отделением кавэскандора в партизанском соединении им. А. Невского. Я живу в городе Зиме, где и родился, откуда призывался в советскую Армию в 1942 году. Я думал, что из всех наших партизан я самый отдаленный житель, а оказывается, ты живешь еще дальше меня. Вот уже более 30 лет я разыскиваю своих боевых друзей – бывших партизан. Среди всех искал и тебя, мой дорогой боевой друг. И только вот, наконец-то, мне сообщили твой адрес. Какая радость, что я наконец-то напал на твой след. Нас было много, но осталось мало, более половины погибло в боях с фашизмом. Нам повезло. Главное – все же внесли свою посильную лепту в разгром врага, за свою Родину».

Дедушка встречался со школьниками, рассказывал о фронте, о товарищах-партизанах, об удачных операциях, не любил говорить лишь о ранениях и контузиях. В первые месяцы войны под городом Красногорском на Харьковщине его ранило. Идти не мог. В одном их хуторов его надежно спрятала колхозница. Ходить дед смог только спустя три месяца и сразу же засобирался в дорогу – к своим. Под конец войны, 24 декабря 1944 года, выполняя интернациональный долг в Чехословакии, он получил второе серьезное ранение при взятии фашистской агентурно-диверсионной школы. Победу дедушка встретил в госпитале венгерского города Мишкольца. Выздоровев, вернулся в строй и демобилизовался только в начале 1947 года, когда установился прочный мир.

В 2010 году его не стало, но сохранилось множество воспоминаний, публикаций эвенской газеты «Маяк Севера», перечитывая которые, испытываешь гордость за деда, и за всех тех, кому мы обязаны Победой в Великой Отечественной войне.

Григорий Стрельцов,

заместитель начальника управления по контролю за оборотом

наркотиков УМВД России по Магаданской области



Ссылка на текст новости: http://mvdrus.ru/news/2157289-navstrechu-velikoy-pobede-kogda.html

Ссылка на первоисточник: https://49.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/37984984/