Новости МВД России

Главная » Приволжский федеральный округ » Пермский край

15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана

14 февраля 2016 года


15 февраля 1989 года, по сути, была поставлена точка военным действиям, затянувшимся на долгих десять лет. О службе в этой неспокойной республике вспоминает ветеран органов внутренних дел Алексей Ефимов.

- Мне довелось служить в горах. При внешней потрясающей красоте природы – жуткая нищета. Это первое, что тогда бросилось в глаза. Полное отсутствие цивилизации и такое ощущение, что ты попал как минимум на два века назад. По их местному календарю был 1403 год. Местные мужичины были одеты в грязные халаты, калоши на босую ногу. Казалось, они не жили, а выживали. А еще их возраст с 25 до 50 лет сложно было определить – все невысокого роста, на голове чалма, борода.

Распределение

Призвали меня в ноябре 1982 года. Мне только-только исполнилось 18 лет, а через четыре дня я был уже в части, в Таджикистане. Приписная команда у меня была - морчасти погранвойск, а нас повезли в Душанбе. Я еще удивился: «Что ж за моря там такие?» Потом сопровождающий офицер задал вопрос: « Ребята, у вас есть выбор: служить три года в морчасти или два года «погулять» по горам».

Два года в горах показались перспективней. Так я стал обычным пограничником и не попал в речную катерную флотилию.

Наш учебный центр располагался непосредственно на границе - в поселке Пяндж. Три месяца шла подготовка. Нас учили ползать, стрелять, бегать, вычислять нарушителей. Подготовка была хорошая, с благодарностью вспоминаю командира учебной заставы, который нас многому научил. Впоследствии это очень помогло в боевых действиях.

После учебки попал в Хорогский высокогорный пограничный отряд, а затем направили по распределению еще выше, высота была 3 200 м. Там я отслужил несколько месяцев, а потом попал в мотто-маневренную группу. Нас перевооружили и забросили в Афганистан. В этой группе я оставался до конца срочной службы.

Служба

Пока служил на заставе, боевых действий не было. Охраняли границу, причем приличный участок. Все было не так, как традиционно показывают по телевизору. Не было контрольно-следовой полосы и заградительной системы. Потому что эту полосу не изобразить и забор не поставить, так как местность каменистая и условия жесткие – землетрясения, сходы лавин. На себе все эти природные явления испытал. Уже к концу службы был большой сход лавины, в результате пострадала треть афганского кишлака.

Боевых действий на самой границе не было. По ту сторону находился афганский пост, но они как-то своеобразно службу несли, больше хозяйством занимались. А границу за себя и за них охраняли мы. Застава была интересной еще и тем, что минеральная вода у нас текла практически из-под крана. За глаза называли ее «Минводы».

…Забросили в Афганистан. Перед этим десантно-штурмовая бригада выбила из кишлака банду, вот его мы и заняли. Он находился посредине горы. Низенькие своеобразные строения, я в них даже не в полный, в полроста встать не мог!

Стратегически этот объект был интересен тем, что находился практически на караванной тропе, мы ее перекрывали. Стреляли душманы обычно по ночам. Внизу у реки был афганский кишлак, жили люди и даже помогали отстраиваться. Вроде мирные, но что они делали ночью – никто не проверял.

Страх

Когда нас везли еще из Душанбе в часть, подсадили двух солдат. Жути они нагнали. Было не по себе и даже уныло. Когда я сам попал в Афганистан, мне еще и девятнадцати не было. Сказать, что был панический страх – нет. Но чувствовал себя дискомфортно. Не боится только слабоумный человек, который не понимает, что с ним происходит. В первый раз, когда я только понял, что по нам стреляют, было чувство нереальности, как будто не со мной это все происходит. Потом привык.

Есть у меня знакомые, у которых чувство страха настолько притуплялось, что они внимания ни на что не обращали. Но большинство потом в реабилитационный центр все же обращались, восстанавливались. Мама рассказывала, что месяц-полтора после армии я кричал по ночам, «воевал».

Уголовный розыск

Вернувшись из армии, принял четкое решение поступать на юридический факультет, про органы внутренних дел на тот момент не думал. Летом поступил в ивановский университет, а чуть позже, повстречав свою будущую супругу, переехал в Пермь. Мой преподаватель посоветовал, чтобы при выборе работы подбирал что-то поближе к юридической практике. Так я и пришел городское УВД Перми, где мне предложили на выбор несколько должностей – во вневедомственную охрану, патрульно-постовую службу. Ничего не привлекало. Напоследок поинтересовался у сотрудницы отдела кадров: «Может что-нибудь еще есть?»

«Да, забыла, - говорит, - есть место в уголовном розыске».

Это уже было поинтересней. Так я начал свою деятельность с младшего инспектора в отделении по карманным кражам уголовного розыска. В отставку вышел в 2006 году, с должности заместителя начальника ОУР УВД г. Перми. Получается, что всю свою деятельность в органах внутренних дел я посвятил лишь одному подразделению – уголовному розыску.

«Досье 02. Прикамье»



Ссылка на текст новости: http://mvdrus.ru/news/670542-15-fevralya--den.html

Ссылка на первоисточник: https://59.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7213684/