Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Брянская область

16 августа 2019 года Максим Лёвин: «В общероссийском рейтинге подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции наш регион занимает третье место»

Интервью с начальником Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Брянской области.

Согласно системе оценки деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Брянская область заняла 3-е место среди 84 субъектов РФ, а по противодействию коррупции – 1-е место из 18 регионов Центрального федерального округа.

Более чем в два раза возросло количество выявленных фактов взяточничества в крупном и особо крупном размере. Размер возмещенного ущерба по преступлениям в сфере экономики составил почти миллиард рублей. Наиболее яркие примеры раскрытия преступлений сотрудниками брянского Управления экономической безопасности и противодействия коррупции неоднократно освещались федеральными телеканалами и комментировались помощником министра внутренних дел Ириной Волк.

Неудивительно, что по результатам конкурса «Лучшее подразделение УМВД России по Брянской области» УЭБиПК УМВД России по Брянской области заняло первое место. Награждение победителей состоялось на заседании коллегии областного УМВД. Кстати, в этот день Максиму Федоровичу пришлось дважды выходить на сцену по случаю представления к награде. Главный федеральный инспектор по Брянской области Андрей Дьячук вручил ему государственную награду – медаль «За отличие в охране общественного порядка». Награду начальник УЭБиПК УМВД получил за личный вклад в обеспечение охраны общественного порядка во время проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в Саранске, по прежнему месту его службы.

Об основных приоритетах экономической полиции и значимых результатах оперативно-служебной деятельности сегодня наше интервью с начальником Управления экономической безопасности и противодействия коррупции

Максимом Лёвиным.

Максим Федорович, познакомившись с работой вверенного вам подразделения, как вы оцениваете профессионализм сотрудников управления и результаты работы по противодействию коррупции?

– Я достаточно высоко оцениваю профессиональные качества сотрудников подразделения. Большинство из них являются поистине профессионалами своего дела, настоящими оперативниками, хорошо разбирающимися в действующем законодательстве и умело применяющими его на практике, не считающимися с личным временем при выполнении служебных задач. Коллектив управления слаженный и способен выполнять задачи любой сложности. Как результат этого – высокие показатели не только по противодействию коррупции, но и в целом по всем приоритетным направлениям.

Хотел бы отметить, что как по пресечению коррупционных преступлений, фактов взяточничества и коммерческого подкупа, так и по выявлению преступлений в важнейших для региона отраслях экономики, таких, как сфера бюджетного финансирования, лесопромышленный, оборонно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, ЖКХ, финансово-кредитная система, налоговая сфера, нами достигнута положительная динамика. А по количеству задокументированных фактов взяточничества в крупном и особо крупном размере мы занимаем высокое 4-е место по Центральному федеральному округу после таких крупных регионов, как Москва, Московская и Воронежская области.

– Какие сегодня задачи перед вами ставит начальник УМВД России по Брянской области Владислав Толкунов? С чего вы начали действовать?

– Приоритетными задачами нашей службы, которые определены Президентом и Правительством РФ, руководством региона, министром внутренних дел и начальником УМВД России по Брянской области Владиславом Александровичем Толкуновым, является борьба с коррупцией во всех ее проявлениях, и прежде всего со стороны руководителей и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, контролирующих и надзорных ведомств, а также пресечение посягательств на бюджетные средства, в том числе выделяемые на такие бюджетоемкие направления, как финансирование национальных проектов, строительство и реконструкция автодорог и объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение реализации социальных программ.

С учетом этого на реализацию указанных задач нацелены основные усилия в нашей деятельности, что уже дало определенные результаты. Так, количество выявленных коррупционных преступлений, в том числе взяточничества, возросло более чем на 60%, в бюджетной сфере – более чем в 2 раза.

– С какими результатами коллектив управления завершил первое полугодие 2019 года?

– Нам удалось переломить имевшую место в последние годы тенденцию снижения показателей по линии борьбы с преступлениями в сфере экономики, которая отчасти была обусловлена вполне объективными причинами и носила общероссийский характер. В текущем году благодаря правильной расстановке приоритетов в работе и усилению межведомственного взаимодействия с органами прокуратуры, Следственным комитетом, УФСБ, налоговыми органами и другими заинтересованными ведомствами удалось повысить результаты по большинству важных направлений, следствием чего стало достаточно высокое место нашего региона в общероссийском рейтинге подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, а также победа УЭБиПК в конкурсе на лучшее подразделение, приуроченном к 75-летию образования УМВД России по Брянской области.

– Насколько часто совершаются экономические преступления в Брянске с учетом итогов минувшего года? Какова их доля в общем числе преступлений?

– В 2018 году органами внутренних дел области выявлено 484 экономических преступления, за первое полугодие текущего года – уже 503. Однако данный рост не должен вас пугать, поскольку особенностью преступлений, о которых мы ведем речь, является то, что большинство из них выявляется сотрудниками полиции в результате целенаправленного проведения оперативно-розыскных или проверочных мероприятий либо в ходе следственных действий. Другими словами, рост количества зарегистрированных экономических преступлений (который по итогам полугодия составил более 58%) свидетельствует об увеличении эффективности нашей работы. К слову, количество расследованных и направленных в суд преступлений в сфере экономики возросло в 2,3 раза, а лиц, привлеченных к уголовной ответственности за их совершение, – почти на 49%.

– У вас большой опыт работы. Вы работали в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. До настоящего назначения были в должности заместителя начальника управления – начальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения УЭБиПК МВД по Республике Мордовия. Расскажите о самом ярком, запомнившемся деле из вашего прошлого.

– Действительно, работа в ГУЭБиПК МВД России и в УЭБиПК МВД по Республике Мордовия дала огромный опыт, который хочется реализовать. Особый интерес у меня всегда вызывала работа по противодействию организованным формам преступности во всех ее проявлениях. Как показывает практика, в настоящее время организованная преступность постепенно трансформировалась из общеуголовной в экономическую, что, с одной стороны, накладывает на подразделения ЭБиПК дополнительную ответственность за эффективное противодействие ей, а с другой – открывает огромное поле для деятельности. Зачастую костяк действующих в сфере экономики преступных групп составляют лица с криминальным прошлым, ранее уже осужденные за совершение преступлений.

Значительную опасность для экономики в настоящее время представляет криминальная деятельность по обналичиванию денежных средств, поскольку таким образом огромные объемы денег, в том числе похищенных из бюджета, выводятся из легального оборота, после чего легализуются, направляются на поддержку преступного мира – в так называемый общак, либо используются для финансирования экстремизма и терроризма. Эти преступления совершаются по сложной схеме, включающей большое количество участников, составляющих некую иерархию, за каждым из которых закреплена строго определенная роль, а теневой оборот таких структур составляет миллиарды рублей.

Не обошло это зло и Брянщину, на ее территории ранее уже неоднократно выявлялись организованные группы и преступные сообщества, участники которых привлекались к уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность. В целях избежания наказания дельцы меняют тактику своей работы, применяя все более сложные методы сокрытия преступной деятельности, в связи с чем усложняется ее документирование. Но и сотрудники полиции не стоят на месте, используют все более совершенные средства и методы для противодействия организованной преступности. В связи с этим вдвойне приятно отметить, что благодаря профессионализму сотрудников УЭБиПК УМВД России по Брянской области и наших коллег из ГУЭБиПК МВД России в текущем году на территории региона удалось пресечь деятельность межрегионального преступного сообщества, включавшего не менее 12 участников, которые в результате осуществления незаконной банковской деятельности извлекли криминальный доход в сумме более 53,9 миллиона рублей. В настоящее время в отношении их ведется следствие.

– Управление экономической безопасности и противодействия коррупции – название говорит о том, что противодействие коррупции является одним из приоритетов в работе. Какие основные формы коррупции выделяют сегодня? Какие сферы на Брянщине наиболее подвержены коррупционным проявлениям?

– Как я уже отметил, противодействие коррупции является одним из важнейших направлений нашей деятельности. По количеству зарегистрированных коррупционных преступлений Брянская область занимает 4-е место по Центральному федеральному округу, но это не значит, что наш регион коррумпирован больше, чем другие. Скорее это обусловлено эффективной совместной работой полиции и других правоохранительных ведомств в данном направлении, поскольку, повторюсь, все выявляемые преступления рассматриваемой категории являются результатом проведения целенаправленных оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых тайно совершенные преступные деяния документируются, фиксируются на материальных носителях, после чего в рамках следствия и в суде им дается уголовно-правовая оценка.

Как показывает практика нашей деятельности, коррупционные преступления имеют место в различной степени практически во всех сферах общества и экономики. Различны и схемы коррупционных преступлений. Более того, они непрерывно совершенствуются по мере развития экономики и общества, изменения законодательства и внедрения современных технологий.

Наиболее распространенной формой коррупции является взяточничество, на которое приходится около 3/4 зарегистрированных коррупционных преступлений. В структуре взяточничества факты дачи и получения взяток составляют примерно по 40%, посредничество во взяточничестве – порядка 20%.

Если говорить о сферах, наиболее подверженных коррупции, то следует отметить органы государственной власти и местного самоуправления, где выявляемые должностные преступления часто связаны с различными злоупотреблениями при осуществлении властных полномочий. В качестве примера здесь можно привести уголовное дело в отношении заместителя главы одного из районов города Брянска, неоднократно получавшего при посредничестве работника муниципального предприятия взятки за невоспрепятствование несанкционированной торговле.

Пресекаются факты коррупции со стороны должностных лиц органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, в том числе направлено в суд уголовное дело в отношении сотрудника Роспотребнадзора, получившего взятки от директоров магазинов крупного ритейлера за непривлечение к административной ответственности за допущенные нарушения в сфере торговли.

По-прежнему значительное количество фактов взяточничества фиксируется в сфере образования. В качестве наиболее известного примера, который уже неоднократно освещался в СМИ, можно привести пресечение деятельности преступной группы из руководителей и сотрудников Брянского областного казачьего института технологий и управления, которые наладили преступную схему систематического получения взяток от студентов за выставление положительных оценок на экзаменах и зачетах без фактического прохождения испытаний.

Однако указанными примерами сферы распространения коррупции не ограничивается, поскольку, повторюсь, ей подвержены практически все институты общества.

– Факты расхищения бюджетных средств все чаще предаются огласке. В прошлом году были ли выявлены случаи махинаций при предоставлении бюджетных субсидий, дотаций, выделенных на обеспечение реализации национальных проектов, материнского капитала?

– Значительным коррупционным рискам подвержена сфера бюджетного финансирования, где руководители и чиновники различного уровня, используя свое должностное положение, любыми способами похищают средства, выделяемые государством на реализацию различных программ и инвестиционных проектов. Так, направлено в суд уголовное дело в отношении руководителя одной из строительных организаций, похитившего бюджетные средства в сумме около 13 миллионов рублей, выделенных на реализацию инвестиционного проекта по строительству фабрики «Брянское мороженое».

Не гнушаются чиновники даже хищением средств, выделяемых из бюджета на поддержку малообеспеченных категорий граждан. В текущем году направлен в суд ряд уголовных дел в отношении руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, которые, фактически имея доходы выше прожиточного минимума, путем фальсификации сведений незаконно приобретали право на получение мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных платежей, социальных стипендий и бесплатного питания в учебных учреждениях для своих детей. Подобные преступления выявлялись в областном центре, а также в Дятьковском, Жуковском, Комаричском, Погарском, Унечском районах.

Выявляются схемы хищения бюджетных средств, выделяемых государством на поддержку семей при рождении детей. В текущем году направлено в суд уголовное дело в отношении гражданина, который таким образом совершил хищение средств материнского (семейного) капитала по 7 сертификатам на общую сумму более 2 миллионов рублей. Ранее он уже был осужден к лишению свободы за хищение таким же образом около 5,5 миллиона рублей.

Значительное внимание уделяется пресечению посягательств на казенные деньги, выделяемые на развитие оборонно-промышленного комплекса, где нами выявлен ряд многомиллионных хищений. В качестве примера можно привести расследуемое уголовное дело в отношении генерального директора одного из брянских строительных предприятий, который похитил порядка 70 миллионов рублей, выделенных на исполнение государственного оборонного заказа по строительству многоквартирного жилого дома для военнослужащих.

– В 2018 году в области были зафиксированы случаи сбыта поддельных купюр. В январе этого года благодаря бдительности продавца и оперативному реагированию сотрудников полиции были задержаны две жительницы Москвы, пытавшиеся расплатиться фальшивой купюрой. Как вы оцениваете ситуацию по обороту фальшивых денег? Что грозит человеку, который, заведомо зная о подделке, пытается ее сбыть?

– Действительно, нами раскрыт ряд преступлений, связанных со сбытом поддельных денег, в том числе совместно с московскими коллегами в текущем году установлены двое жителей Брянска, которые в подмосковных Люберцах сбыли поддельные купюры на сумму 120 тысяч рублей.

Направлено в суд уголовное дело в отношении троих жителей поселка Навля, которые в составе преступной группы сбывали фальшивки на территории областного центра.

Совсем недавно нами установлен и задержан житель подмосковного Зеленограда, который сбыл на территории Новозыбкова 7 поддельных купюр достоинством 5 тысяч рублей. Также установлена его причастность к многочисленным сбытам фальшивых денег на территории Московской и Воронежской областей, Краснодарского края.

Раскрытие данных преступлений стало следствием широкой профилактической работы по линии фальшивомонетничества, развернутой органами внутренних дел с привлечением общественности, руководства торговых сетей, СМИ, профсоюзов.

Однако, несмотря на принимаемые меры, не все представители бизнеса серьезно относятся к тем рекомендациям, которые даются им в целях недопущения сбыта поддельных денег. Во многих магазинах, в том числе принадлежащих крупным торговым сетям, на сегодня отсутствуют приборы для определения подлинности купюр либо они не всегда применяются, не установлены камеры видеонаблюдения, инструктаж с продавцами проводится формально, в результате чего не все из них знают отличительные признаки поддельных денег и не владеют алгоритмом действий при их обнаружении.

В целом хотел бы отметить, что принимаемые профилактические меры дают определенный эффект. По количеству зарегистрированных преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег, наш регион по итогам прошлого года занял предпоследнее место по Центральному федеральному округу, в текущем году – 14-е, что является достаточно хорошим результатом.

Несмотря на это, нами и впредь будут приниматься профилактические меры, эффективность которых также в значительной мере зависит от сознательности и внимательности граждан. В целях избежания неприятностей денежные купюры, которые планируется использовать для оплаты, необходимо предварительно осматривать и при наличии сомнений в их подлинности ни в коем случае не следует пытаться сбыть. В таких ситуациях необходимо обращаться в банковские учреждения с целью проверки купюры, и лишь после того, как ее подлинность будет подтверждена, можно ею воспользоваться. Попытка сбыта заведомо поддельной либо вызывающей сомнение в подлинности купюры уголовно наказуема по ст. 186 УК РФ, которая предусматривает наказание сроком до 15 лет лишения свободы.

– Часто экономические преступления совершаются при помощи фирм-однодневок, через которые отмываются деньги... Расскажите об этом подробней.

– Действительно, фирмы-однодневки используются в схемах совершения многих видов экономических преступлений, в том числе в налоговых, хищениях бюджетных средств, при легализации преступных доходов и обналичивании денег. Например, уже упоминавшееся мною преступное сообщество, занимавшееся незаконной банковской деятельностью, в своей преступной схеме использовало фирмы-однодневки, зарегистрированные в более чем десяти регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Брянской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской областях.

Хотел бы отметить, что данные преступления не могли быть совершены без фиктивных организаций, которые чаще всего регистрируются за небольшое денежное вознаграждение на лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. В соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности подлежат не только лица, фиктивно регистрирующие организации на подставных лиц, но и те, кто предоставляет им для этого свои документы либо выдает доверенности (по ст. 173.2 УК РФ). Для таких лиц предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. Причем эти нормы реально действуют. В текущем году возбуждены уголовные дела в отношении 29 граждан, предоставивших свои документы для регистрации фирм-однодневок, из них 20 уже привлечены к уголовной ответственности.

– Как подразделения экономической безо­пасности осуществляют взаимодействие с гражданами, работают ли телефоны доверия? Куда следует обращаться?

– Как известно, одним из важнейших принципов деятельности полиции является открытость и публичность. Это значит, что наша работа является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям действующего законодательства и служебным интересам. Наше подразделение, являясь неразрывной частью органов внутренних дел, строго следует этому принципу, действуя в режиме максимальной открытости.

Любой гражданин может обратиться к руководству УМВД и непосредственно ко мне со своими вопросами в рамках личного приема, который проводится ежемесячно в соответствии с графиком. Данный график и контактные данные размещены в СМИ и на сайте УМВД России по Брянской области.

Информация о раскрытии наиболее значимых преступлений в сфере экономики практически каждую неделю публикуется в печатных СМИ, в интернет-изданиях, звучит на телеканалах и радиостанциях.

И как я уже отмечал, мы широко взаимодействуем с профсоюзными организациями, торговыми сетями в вопросах профилактики фальшивомонетничества и мошенничества. Достаточно часто через СМИ мы обращаемся к общественности с целью установления и розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в том числе сбыта поддельных денег. Я прошу граждан также не оставаться безучастными и, проявляя свою гражданскую позицию, помогать органам правопорядка.

– Как убедить граждан «не давать» и обращаться в полицию, если у них вымогают взятку? И что необходимо знать человеку, чтобы самому не стать фигурантом уголовного дела?

– Органы внутренних дел проводят широкую пропагандистскую кампанию по недопущению фактов взяточничества. Соответствующую информацию можно почерпнуть из СМИ, буклетов и информационных стендов, а также прочитать на интернет-сайтах государственных и муниципальных учреждений, правоохранительных органов.

Однако я считаю, что самый действенный способ такой профилактики – это доведение информации о лицах, приговариваемых судами к реальным наказаниям, а это до 15 лет лишения свободы и штрафы в размере до восьмидесятикратной суммы взятки.

При этом необходимо учитывать, что уголовной ответственности подлежит не только получение взятки, но и ее дача, а также посредничество при их совершении, и меры наказания за такие деяния сейчас примерно одинаково суровы. Причем хотелось бы развеять бытующее мнение относительно того, какая сумма денег либо стоимость «подарка» является взяткой, а какая нет. Хочу предупредить, что уголовно наказуемо взяточничество в любом размере, сумма влияет лишь на квалификацию деяния и, соответственно, на жестокость наказания.

Важным аспектом профилактики является неотвратимость уголовной ответственности. Так вот, если взяткодатель не был «схвачен за руку» непосредственно при передаче денег или ценного подарка, это еще не значит, что ему удалось избежать наказания. Современные методы оперативно-розыскной деятельности, судебная и следственная практика таковы, что зачастую к уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие такие деяния даже несколько лет назад.

Например, совсем недавно возбуждены уголовные дела в отношении руководителя одного из бюджетных учреждений сферы сельского хозяйства, который еще в 2012 году получил от директоров трех организаций крупные взятки за заключение государственных контрактов на проведение работ по восстановлению плодородия земель. В отношении троих взяткодателей также возбуждены уголовные дела, и они понесут предусмотренную законом ответственность.

Ну и для понимания масштабов борьбы со взяточничеством скажу, что в 2018 году к уголовной ответственности только за дачу взяток в Брянской области привлечены 44 лица, а в первом полугодии текущего года – уже 54.

– Максим Федорович, расскажите немного о себе. Как справляетесь с напряжением, негативной информацией, которая проходит через вас ежедневно, что помогает восстанавливать силы?

– Свободное время обычно посвящаю семье и спорту. Я лично, а также многие сотрудники подразделения занимаемся различными видами спорта, в том числе футболом и хоккеем, принимаем участие во всех спортивных состязаниях, устраиваемых УМВД. участвовали в спортивном празднике, состоявшемся 13 июля текущего года.

Неделей позже нами организован первый «кулинарный поединок», посвященный

75-летию образования регионального УМВД. Мероприятие получилось очень захватывающим и красочным, понравилось всем участникам. Впредь продолжим эту традицию.

В целом такие мероприятия необходимы, они позволяют еще больше сплотить коллектив и укрепить морально-боевой дух.

Также в настоящее время есть идея создать хоккейную команду УМВД России по Брянской области, костяк которой составят участники от нашего подразделения.

Беседовала Ирина Чернявская

ДОСЬЕ

Лёвин Максим Федорович родился в городе Рузаевка Республики Мордовия.

В службу БЭП пришел в 2008 году после окончания МГУ на должность оперуполномоченного УНП МВД по Республике Мордовия, затем назначен старшим оперуполномоченным указанного отдела, позднее – заместителем начальника отдела – начальником отделения по выявлению налоговых преступлений и защите бюджетных средств.

С мая 2012 года проходил службу на старших оперативных должностях в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

В ноябре 2015 года вернулся в МВД по Республике Мордовия, где в июне 2016 года назначен заместителем начальника УЭБиПК – начальником отдела по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения.

В занимаемой должности – с февраля текущего года.

Новость на сайте МВД Брянской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:08:16 11:54 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Брянская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Брянская область

Последние новости

Все новости