Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Республика Карелия

21 июня 2016 года Дирижеры дорог. История жезла регулировщика

Серия «Предмет из коллекции музея»

(

к 80-летию со Дня образования подразделений

ГАИ-УГИБДД в системе МВД России

)

На первый взгляд, кажется, что работать жезлом регулировщика легко и просто. На самом деле, постового можно сравнить с дирижером большого оркестра, а его жезл – с дирижерской палочкой. Были времена, когда люди специально приходили смотреть, как на перекрестках работают регулировщики-виртуозы: на изысканность их движений и своеобразный «шик» в обращении с жезлом. Например, в послевоенном Ленинграде ходили «на Александрова».

Прародителем главного атрибута всех гаишников был белый жезл, история которого началась еще в царской России. На рубеже XIX-XX веков появление «самобеглых экипажей»-автомобилей и увеличение транспортного потока в целом потребовали привести уличное движение к некоему порядку.

С 1907-1908 гг. по распоряжению градоначальника столичного Санкт-Петербурга Даниила Васильевича Драчевского дорожные регулировщики получили специальную деревянную палку-трость белого цвета длиной 90 см, которую полагалось носить с собой в кожаном чехле. Подавать ей можно было только такие знаки: указывать на экипаж, которому следует остановиться, или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Вращение означало, что замереть должны абсолютно все участники дорожного движения. Газета «Московские новости» тогда писала: «

В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов

».

С приходом к власти большевиков цвет жезла изменился на красный, но не для того, чтобы он стал «

с красным знаменем цвета одного

», а потому, что посчитали, будто красный цвет лучше привлекает внимание участников дорожного движения.

«Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» № 546 от 29 ноября 1922 г. регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков

(ок. 49 см)

красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).

В 1930-х годах жезлы решили отменить вообще (Инструкция Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции от 31 декабря 1932 г.) – вместо них милиционерам выдали белые перчатки, которые, по

з

адумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Но идея, как видно, не прижилась...

27 апреля 1939 года «палочки» вернули на службу. Вступил в действие циркуляр № 55 Главного управления РК милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой движения на дорогах. Оказалось, зрение человека устроено так, что на фоне множества дневных красок привлекает взгляд именно черно-белый предмет. Ночью же все цветное становится серым, и единственное, что видно отчетливо – снова черно-белые предметы!

Великая Отечественная война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в работу ГАИ и ОРУД. Вместе со всей страной они перестроили свою деятельность на военный лад.

Одной из особенностей работы стало регулирование движения в затемненных городах: водители плохо ориентировались на перекрестках и бывали случаи наездов на постовых милиционеров. Поэтому стали применять светящиеся составы. Ими покрывали жезлы, каски, накидки регулировщиков, что сыграло важную роль в предотвращении аварий. Женщины-регулировщицы особенно страдали от холода. В самые морозные зимние дни им разрешалось надевать на голову шерстяной платок, а поверх него шапку со звездочкой.

Несмотря на экстремальные условия в годы Великой Отечественной войны, Госавтоинспекция и ОРУД справились с поставленными перед ними задачами и внесли немалый вклад в укрепление экономической и оборонной мощи нашей страны.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов, восстанавливалось разрушенное хозяйство, значительно возросли объемы дорожного строительства.

Малочисленный штат ГАИ и ОРУД не мог эффективно противостоять увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимались меры по совершенствованию структур данных подразделений, укреплению их кадрами и внедрению в практику работы новых научных достижений.

На фотографии К. Первильева из фондов Национального архива Республики Карелия запечатлены работники ГАИ МВД КАССР во время несения службы в Петрозаводске. Мы видим, что на перекрестке ул. Ленина и ул. Энгельса установлен светофор, а в руке сотрудника – жезл регулировщика. Архив датирует эту фотографию 1954-1955 гг., но судя по форменной одежде, снимок сделан в 1956-1957 гг., когда в целях установления единообразия и улучшения снабжения для транспортной милиции, отделов регулирования уличного движения и служб безопасности движения была введена форма одежды, общая для всей милиции.

На снимке 1960-1961 гг. – в первом ряду женщины-сотрудницы ОРУД МВД КАССР. Эта и многие другие фотографии поступили в фонд нашего музея из архива Евгения Ивановича Калинкина, прослужившего в карельской Госавтоинспекции около 42 лет. По воспоминаниям ветерана, в Петрозаводске тогда было всего 5 светофоров, поэтому 25 сотрудниц службы ОРУД направляли движение на улицах города.

В 1960-х годах гаишников снова оставили без жезлов! С 1961 по 1963 гг. в Москве проводился эксперимент, когда «полосатые палочки» заменили перчатками с крагами.

Нововведение признали успешным, и Приказом МООП РСФСР от 22 апреля 1963 г. было регламентировано «регулирование движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета». До 1969 г. милиционеры направляли движение только руками. Потом жезлы все же вернули. Связано это было с тем, что к 1970-м годам старая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения уже не справлялась с возложенными на нее задачами. Значительно выросло количество происшествий, число погибших и раненых. Вновь требовалась модернизация деятельности Госавтоинспекции.

В конструкции милицейского жезла также произошли существенные изменения. – его стали изготавливать из пластика с подсветкой внутри, благодаря чему жезл стал лучше виден ночью. Впоследствии белые полосы стали наносить светоотражающей краской.

На фотографии 1970-го года из архива Е.И. Калинкина старшина милиции Баушев регулирует движение в Петрозаводске на ул.(пр.) Ленина у Госуниверситета. Обратите внимание на форму жезла – у него точеная фигурная рукоять, а наконечник слегка расширен. Именно такой жезл – свой «рабочий инструмент» – по-прежнему хранит майор милиции в отставке Евгений Иванович Калинкин.

На фотографии 1980 г. с поста ГАИ на 6-м километре, на выезде из Петрозаводска, жезл инспектора уже имеет привычную цилиндрическую форму.

Впоследствии жезл не раз пытались модернизировать. В 1980-е годы начальник оперативного отдела Аджарской АССР Арамаис Тоноян разработал так называемый «Универсальный жезл для сотрудников ГАИ». У него был пластмассовый корпус, а на белых полосах – номера угнанных машин, телефоны отделов УВД и позывные спецслужб. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в ручку – свисток. Массового применения изобретение не получило – уникальный образец хранится в музее. Его называют прообразом нынешней базы данных ГАИ.

Современные технические характеристики, утвержденные Постановлением Госстандарта России № 33-ст в 2000 г., разделяют жезлы регулировщика по нескольким признакам:

по функциональному назначению – простые и комбинированные с дополнительными функциями;

по конструкции – цилиндрические и дисковые;

по принципу обеспечения светового потока – окрашенные красителями, электрифицированные, имеющие люминесцирующее вещество, имеющие световозвращающие элементы.

Ниже на фотографиях представлены регулировочные жезлы из коллекции нашего Музея истории: из дерева, из пластика и сувенирный. Последний подарен Владимиром Александровичем Федоровым, начинавшим милицейскую службу в ГАИ Карелии, а затем более 12 лет возглавлявшим всю российскую Госавтоинспекцию.

Пожалуй, самый большой и интересный музей жезлов – частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Александра Викторовича Нарыкова. За годы службы ему удалось собрать около 50 различных жезлов, причем не только российских.

Даже сегодня, несмотря на новые технологии, ГИБДД не видит альтернативы жезлу регулировщика для управления движением.

Сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. По роду своей деятельности они всегда на виду у людей, поэтому от работы сотрудников ГИБДД в немалой степени зависит авторитет полиции в целом.

В канун юбилея службы искренне желаем всем им крепкого здоровья и благополучия!

Автор-составитель С.В. Карпеченко,

хранитель фондов Культурного центра

МВД по Республике Карелия

Новость на сайте МВД Республики Карелия

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:06:21 17:10 (МСК)

Тема: ГИБДД, ДПС, ДТП

Регионы России: СЗФО, Республика Карелия

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Карелия

Последние новости

Все новости