Новости МВД России

Главная » Приволжский федеральный округ » Республика Башкортостан

Не стары душой ветераны

01 октября 2012 года


К международному дню пожилого человека

Порою жизнь преподносит такие сюрпризы и повороты, которых вовсе и не ждешь. Те, кого мы сегодня называем ветеранами, прошли нелегкий путь и с честью выдержали различные испытания и тяготы судьбы.

Жизненный путь бывшего сотрудника Центра профессиональной подготовки МВД по РБ Владислава Гансиора непрост. Родился он в Краснодарском крае, но так как отец его был военным врачом, семья часто переезжала с места на место: Магнитогорск, Владивосток, Русский остров. Самыми яркими воспоминаниями маленького Владислава стала жизнь в белорусском городе Пинске, что в ста километрах от Бреста.

- Отца тогда назначили начальником лазарета Пинской военной флотилии, - рассказывает Владислав Владимирович.

Все шло хорошо. Отец трудился на благо семьи, мать занималась детьми и хозяйством, а Владислав вместе с братом еще мальчишками резвились в свое удовольствие. Но тут случилось страшное – началась война.

- Великая Отечественная война застала нас в детском оздоровительном лагере под Киевом, - вспоминает Гансиор. – Вскоре за нами с братом приехала мама и нас, беженцев, погрузили на пароход «Беларусь», на котором мы начали не короткий путь до Днепропетровска.

Ночью пароходы шли, а с рассветом причаливали к крутому берегу. Всех детей, стариков, женщин прятали в лесу, а транспорт маскировали. И они пришли в Днепропетровск, где их погрузили в эшелон и отправили на Восток.

- Ульяновск уже не принимал никого, - говорит Гансиор. - Уфа была забита эвакуированными из Москвы и нас привезли в село Бакланка Челябинской области. Какая беднота была в той местности. У избушек окна, можно сказать, из-под земли торчали. Встречать нас выбежали местные жители – старики в холщовых рубахах, кое-кто в лаптях, женщины с крынкой молока, кто-то краюху хлеба несет.

Село Бакланка, вероятно, когда-то было огромным селом. Там стоял большой храм, но в то время он был запущен, внутри ходила скотина. Привезли их к сельсовету, вышел, видимо председатель на деревянной ноге и начал распределять по хатам.

- Ефросинья, у тебя сколько своих-то? – кричит председатель коренной жительнице деревни. – Трое? Вот возьми еще двоих, веселее будет.

Маленький Владислав вместе с мамой и братом ужаснулись, когда увидели, в каких условиях им придется жить.

- Изба – по-черному! Из мебели только сколоченный из досок стол, скамейка, русская печь, полати. Шесть пар глаз чумазых, грязных, замызганных, - вспоминает Гансиор. – Нам-то, из привилегированных семей, непривычно это. Хозяйка хаты предложила нам располагаться на полу. И нас, вновь прибывших, клопы так встретили, что мы всю ночь не сомкнули глаз.

Долго они там не прожили. Мама Владислава Владимировича Рыжикова Екатерина Андреевна родом из Архангельского района, а ее брат проживал в соседней деревне Булгаково. Он написал сестре: «Катя, тебе с двумя пацанами трудно, приезжай ко мне, у меня броня. Я тебе помогу устроиться здесь на работу». Когда семья Гансиоров приехала, его все-таки призвали на фронт. Там же в Булгаково стояла летная часть - аэродром, где готовили воздушных стрелков. Екатерина Андреевна устроилась туда работать в буфете.

- Проблема питания была решена, - с улыбкой вспоминает Владислав Гансиор. -Так мы, не бедствуя, жили до 1943 года. Но потом случился пожар. Крыши домов тогда были соломенные, все и полыхнуло. Все то, что мама успела тогда прихватить с собой во время эвакуации – сгорело.

Что делать? Старшая сестра Екатерины Андреевны жила в лесничестве села Казанцево Бураевского района. Поехали туда. Мать устроилась в лесничество кассиром, и им выделили комнатушку.

- Мы научились печь хлеб из тертой картошки, а лепешки из лебеды, делать кисель из картошки, перезимовавшей под снегом, - говорит Гансиор. - В общем, влачили жалкое существование.

Гансиор вместе с братом решили спасти материальное благополучие семьи и устроились пасти коров. За это авансом каждая хозяйка выдавала по ведру картошки, и каждый вечер они получали литр молока. Так и выжили.

Когда война уже закончилась, Екатерина Андреевна сказала, что не намерена, чтобы ее дети всю жизнь «крутили хвосты» лошадям. Она поехала в Уфу, так сказать, на «разведку» и встретила там свою старую знакомую, которая предложила ей срочно ехать в село Дудкино и открывать там начальную школу.

- Дети этого населенного пункта учились в школе при алебастровом заводе, путь к которому пролегал через реку Уфимку, - рассказывает трагические события тех лет Гансиор. - Однажды лодка перевернулась, и восемь детишек утонули.

Так мама Владислава Владимировича стала преподавать в Дудкино, где проработала в итоге четверть века.

Владислав Владимирович, вспоминая свою детскую мечту, хотел поступить в музыкальное училище на класс аккордеона, но его не приняли из-за отсутствия музыкального инструмента. И мама уговорила его подать документы в медицинский техникум. Но особой тяги к медицине юноша не испытывал. Закончив его, он немного поработав не по специальности, отправился в военкомат, где ему предложили поступить в Ташкентское военное училище - одно из старейших военно-учебных заведений Советского Союза. 19 сентября 1948 года Владислав Владимирович и его сверстники приняли военную Присягу. По распределению попадает сначала в город Кушка, потом во Львов и Оренбург, ставив своей целью обязательно попасть в Уфу. В Оренбурге, прямо на трамвайной остановке, он познакомился с девушкой по имени Тамара, с которой вскоре они сыграли свадьбу. Тамара Борисовна с пониманием и поддержкой относилась к военной службе мужа. Поселились они в Уфе, как и мечтал Владислав Владимирович. Он работал в полку, она преподавала английский язык школьникам и студентам. А в 1960 году, в связи с реализацией закона о новом значительном сокращении в вооруженных силах, Гансиор уволился по сокращению штатов.

По рекомендации партийного комитета Уфимского приборостроительного завода Гансиор был направлен в распоряжение МВД, где был назначен начальником производственно-диспетчерской службы ИТК-9 МВД республики.

- В общей сложности я прокапитанил 21 год, - смеется Владислав Владимирович. – И только в 50 лет получил звание майора.

А когда в 1978 году в Центр профессиональной подготовки пришла дополнительная единица – заместитель начальника по строевой части – его пригласили туда.

- В то время, чтобы попасть на эту должность, у сотрудника должно было быть: среднее военное образование, опыт работы в войсках не менее 10 лет, высшее образование и членство в партии, - вспоминает Гансиор. -Я подходил по всем параметрам.

В его обязанности входило строгое выполнение распорядка дня, посещаемости и успеваемости, служба внутреннего наряда, контроль проведения занятий по строевой, огневой и физической подготовке, участие в формировании учебных взводов при поступлении нового пополнения. Всю свою душу Владислав Владимирович вкладывал в обучение новоиспеченных милиционеров. И в 1987 году в должности заместителя начальника ЦПП МВД по РБ по строевой части в звании подполковника милиции он вышел в отставку.

Но и находясь на пенсии, он не стоял на обочине дороги от всех тех дел оперативно-служебной деятельности того подразделения, которому отдал лучшие годы своей жизни. Владислав Владимирович и его коллеги-пенсионеры всегда стараются присутствовать на торжественном принятии Присяги молодыми сотрудниками и других мероприятиях, проводимых Центром профессиональной подготовки.

- Пусть скромен ветерана труд, но от души он, - считает Гансиор. –Надеюсь, что молодое поколение сможет постичь все тонкости полицейской службы, быть честными, справедливыми и бескорыстными.

Кстати, на днях Владислав Владимирович отметил свой 82-ой день рождения. В торжественной обстановке его поздравили сотрудники Центра профессиональной подготовки во главе с начальником и председателем Совета ветеранов.

Владислав Владимирович с уверенностью может назвать себя счастливым человеком. На протяжении долгих лет рядом с ним его любимая жена, дети и внуки, которыми он по праву гордиться, а много ли еще нужно человеку для счастья.

Эти мысли разделяет и бывший коллега Гансиора Набиулла Рамазанович Фоатов. Родом он из деревни Исламгулово. Мальчишкой он вместе с друзьями мечтал служить на благо Родине, например, как отец, участвовавший в русско-японской войне. А тут еще и сестра приехала в гости с мужем, который посвятил себя военному делу. Выбор будущей профессии для Набиуллы Рамазановича был определен. В 1944 году его призвали в армию, а после он поступил в Харьковское военное пограничное политическое училище. Служа на благо Родине, Фоатов не забывал родные края и часто наведывался в гости. В одну из таких поездок он познакомился со своей будущей супругой.

- Я когда замуж вышла, - вспоминает жена Галия Сайфулловна. – Вся деревня бегала посмотреть на лейтенанта в форме. Я очень гордилась своим мужем.

Набиуллу Рамазановича отправили служить на границу в Таджикистан, а Галия Сайфулловна, как верная спутница, последовала за своим любимым мужем.

- Жить на границе было не страшно, - вспоминает супруга. – Хотя однажды у меня возник повод для беспокойства. Дело в том, что нашу границу пытались пересечь преступники, переносившие наркотики.

В 60-х годах они вернулись в Уфу. Набиулла Рамазанович попал под сокращение, но отчаиваться не стал и устроился на службу в политотдел МВД по РБ. В его задачи входили проверка, обучение и воспитание сотрудников республиканской милиции.

А завершил свою службу Набиулла Фоатов на должности заместителя начальника нынешнего Центра профессиональной подготовки.

Главное, что пытался донести до слушателей Набиулла Рамазанович – это преданность нашей Родине.

- Стойкое, мужественное преодоление трудностей и дружба между товарищами – непременные атрибуты сотрудника органов внутренних дел, - считает майор милиции в отставке Набиулла Фоатов.

В семье Фоатовых есть два главных праздника - День пограничника и День милиции. И оба они отмечают с размахом!

Ольга Шабанова



Ссылка на текст новости: http://mvdrus.ru/news/29475-ne-staryi-dushoy-veteranyi.html

Ссылка на первоисточник: https://02.xn--b1aew.xn--p1ai/news/317013/