Новости МВД России

Главная » Дальневосточный федеральный округ » Сахалинская область

То ли с миной, то ль со смертью он в обнимочку лежит…

27 марта 2015 года


В современной российской истории самыми уважаемыми и почитаемыми, поистине легендарными стали те люди, которые в жестоких и кровопролитных боях Великой Отечественной Войны разгромили фашистского врага и навсегда увековечили себя в памяти поколений. К сожалению, время беспощадно, и с каждым годом их становится все меньше. Овеянные всенародной любовью и славой, солдаты Великой Победы тихо и скромно уходят в бессмертие. А как хочется, чтобы, прежде чем уйти в историю, каждый из них поделился воспоминаниями с потомками. Владимир Михайлович Виотко – человек из того самого легендарного поколения.

Родился Владимир Михайлович в 1922-ом году в деревне Богушовка Шкловского района Могилевской области.

В первые дни Отечественной Войны совсем еще тогда юный Владимир трижды являлся в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но там ему объяснили: согласно постановлению ЦК компартии Белоруссии юноши его возраста, проживающие по правобережью Днепра, остаются в тылу врага для партизанской борьбы.

В партизанском отряде Владимира Виотко назначили командиром группы подрывников. Овладеть военным искусством удалось не сразу. Первые два выхода к железной дороге закончились неудачно: изготовленные кустарным способом заряды не сработали. Зато в третий рванул так, что железнодорожный состав разметало как игрушечный. Партизаны уже готовились отходить на главную базу, когда обнаружилось, что фашисты перекрыли им пути отхода. Группа оказалась в кольце, вырваться из которого можно было только через открытую местность, где располагалась деревенька, занятая врагом. Положение усугублялось еще и тем, что начинался рассвет. Виотко принял единственно правильное решение: стремительным броском миновать открытое пространство. Немцы даже растерялись от такой прыти. Когда они открыли огонь, было уже поздно. Ставка на внезапность полностью оправдала себя.

После соединения партизан с регулярной армией Владимир Михайлович окончил дивизионную минометную школу и был назначен командиром расчета. Служил в 1270-м полку 385-ой дивизии Второго Белорусского фронта.

Перед расчетом задача стояла одна – в любой момент быть готовым к бою. Однажды командир роты с огневого рубежа дал команду: сделать по цели один пробный выстрел. Виотко установил прицел, угломер и выстрелил. Первой же миной он накрыл пулеметное гнездо неприятеля. Так на груди у рядового Владимира Виотко засиял орден Славы III степени.

На войне, как и в обычной жизни, возникали прямо-таки невероятные случаи. Однажды только смазали ствол, зачехлили, и вдруг прозвучала команда «к бою». Ствол снова расчехлили, и заряжающий опустил первую мину. За ней вторую (миномётчики-виртуозы делали до 24 выстрелов в минуту). И хоть грохот боя заглушал все звуки, Владимир Михайлович каким-то внутренним чутьем понял, что первая мина не выстрелила. Что могло произойти, он хорошо знал по происшествию в соседнем полку. В схожей ситуации там погибло 17 человек. Он крикнул: «В стволе две мины!». Находившиеся поблизости бойцы рассыпались кто куда. Прошло несколько секунд. Взрыва не случилось. Соблюдая величайшую осторожность, Виотко и заряжающий начали демонтировать миномет. Мины нехотя стали выползать из ствола. Владимир Михайлович благоговейно принимал их на руки и бережно опускал на землю. К счастью, все обошлось.

Однажды произошел другой не менее опасный случай. Позвонил командир роты с огневой позиции и приказал сделать пристрелочный выстрел. Виотко выполнил команду. Ротный сообщил по телефону, что мина не долетела, разорвалась в метрах семидесяти от цели. «Вы там что-то с прицелом перепутали?» - высказал он предположение и предложил дать еще один выстрел. Владимир Михайлович опустил в ствол вторую мину. Она упала невдалеке от миномета, носом в землю, стабилизатором вверх. Все в недоумении: в чем дело? «Еще мину», - поступила команда от ротного. Виотко опустил третью мину. На этот раз выстрела вообще не последовало. Мина с шипением начала выползать из ствола и упала рядом с Владимиром Михайловичем. Бойцы разбежались, а ему-то спрятаться некогда и некуда. Прижался к земле и лежит рядом с миной, рискуя каждое мгновение взлететь на воздух. Вряд ли можно представить более щекотливую ситуацию. Но к счастью мина не разорвалась, беда миновала. Позже выяснилось, что вся партия в 500 штук поступила с отсыревшими зарядами, и бракованные мины отправили обратно.

Ротный комсорг Дима Медведев в тот же день изобразил на листке бумаги Владимира Михайловича, лежащим рядом с миной, и подписал:

Хоть вы верьте, хоть не верьте,

Наш Виотко – вот джигит.

То ли с миной, то ль со смертью

Он в обнимочку лежит.

Вспоминая этот опасный момент, бойцы долго смеялись, чувствуя, как вместе со смехом душа освобождается от страха.

Война приближалась к концу. Но и накануне долгожданной Победы лилась кровь, гибли люди. В апреле 1945 года одна довольно крупная вражеская группировка, двигаясь по нашим тылам к западу наткнулась на 1270-й полк. Завязался ожесточённый бой. Нашим пришлось идти в атаку. Рядом с Владимиром Виотко шли его друзья-товарищи: справа Николай Пелехатых, слева Анатолий Качурин. Неожиданно справа от Коли разорвался снаряд, и изрешечённый осколками он упал замертво. Виотко с Качуриным отбросило взрывной волной. Они остались живыми не невредимыми, лишь потому, что товарищ прикрыл их своим телом.

После этого боя командир полка Халин провел ряд совещаний с солдатами, младшими командирами и офицерами. Говорил он об одном и том же. Чтобы ребята не подставляли понапрасну свои головы, берегли себя для семьи и Родины. Оберегая жизни бойцов, Халин не смог сохранить свою. Он погиб от прямого попадания снаряда.

День Победы Владимир Михайлович Виотко встретил под Грамбовом ( Германия, провинция Передняя Померания). Бойцов охватило безумное счастье: от радости палили в небо кто из чего мог.

После войны Владимир Михайлович вернулся в родной Могилев и пошел учиться в школу милиции. Получив образование, он в скором времени был распределен на службу в Сахалинскую область. Тогда личный состав островной милиции был укомплектован лишь на четверть, и его пополняли кадрами из других регионов страны.

Сначала попросился на Курилы. Хотел быстрее отслужить и вернуться домой (обязательный срок службы на Сахалине равнялся пяти годам, а на Курилах – трем). Владимира отправили в Курильск оперуполномоченным по борьбе с хищениями социалистической собственностью. Однако новый край, его люди, его природа настолько приманили Владимира Михайловича, что остался он здесь до конца жизни. Владимир Михайлович и сам всегда смеялся над этим: «Рассчитывал пробыть в Сахалинской области три года, а прожил больше полувека. Очень народ здесь хороший: открытый, великодушный. А какая природа – сказка. Теперь у меня две малые родины: Могилевская область в Белоруссии и Сахалинская область – в России».

Даже когда Владимир Михайлович был переведен на руководящую должность в Аниву, курильчане все равно помнили честного и отважного милиционера и всегда с радостью встречали его, когда тот приезжал на старое место службы по делам.

В апреле 2015 года Владимиру Михайловичу Виотко исполнилось бы 93 года.

По материалам очерков

«Сахалинская милиция, история, даты, лица»



Ссылка на текст новости: http://mvdrus.ru/news/461538-to-li-s-minoy.html

Ссылка на первоисточник: https://65.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/3257117/