Новости

МВД России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Калужская область

24 мая 2019 года Иду по следу. К 75-летию УМВД России по Калужской области.

Он – калужанин до мозга костей, хотя судьба распорядилась родиться ему в 1944-м на краю света – в Хасанском районе Приморского края. Там, на Дальнем Востоке, с 1937 года служил и воевал его отец – Михаил Петрович, уроженец Калужской земли (о фронтовике-орденоносце мы рассказали 9 мая). Там же ветеран обзавелся семьей, которую перевез в 1946-м в Калугу.

Отец плохого не посоветует

Ничего удивительного в том, что в семье милиционера сын продолжил дело отца. Самозабвенно отдаваясь службе в уголовном розыске, Агеев-старший ненавязчиво посоветовал вернувшемуся из армии и поработавшему некоторое время на гражданке Юрию поступать в школу милиции. Однако не все так просто оказалось: абитуриент в Москве успешно сдал экзамены, но взяли второго приехавшего с ним парня, из района, который на тот момент уже был в звании старшего сержанта милиции. Понятная аргументация, потому и не обидно.

Год отработал Юрий на заводе телеграфной аппаратуры настройщиком и – снова в столицу, на сей раз удачно, а специализировался на эксперта-криминалиста.

– Еще до школы милиции я приходил в НТО (научно-технический отдел) к экспертам, которых отец знал, интересовался, чем они там занимаются, – вспоминает Юрий Михайлович. – И мне говорили: работа не с людьми, а с неодушевленными предметами. Ты приезжаешь на место происшествия и ищешь, изымаешь следы, вещественные доказательства, потом возвращаешься на работу, где сам или коллеги делают исследования или экспертизы.

В то время не было практически никаких технических устройств в помощь, эксперты с лупой изучали следы. Ю. Агеева все это заинтересовало, загорелся нырнуть в профессию с головой, потому и выбрал в учебном заведении соответствующее отделение. Пришлось поднапрячься, потому как другие уже имели какие-то первоначальные навыки, им обучение давалось легче, а Юрий сначала не знал, с какой стороны к фотоаппарату подступиться. Но был «аппетит», настрой на учебу, напористость, да и отца не имел права подвести.

Отучившись два года и получив семь допусков к различным видам экспертиз, приступил к работе. Это сейчас практикуется узкая специализация, а тогда эксперт-криминалист должен был быть на все руки мастер. Приходилось заниматься дактилоскопией, почерковедческой экспертизой, солдатские медальоны приносили поисковики – надо было текст восстановить... А чаще всего проводил техническое исследование документов: кто-то в паспорте фото переклеил или подделал водительское удостоверение, справку подчистил…

Голь на выдумку хитра

Сегодня экспертно-криминалистическая служба технически стремительно развивается, о многом, что имеется на вооружении, тогда, в 70-80-е, и не мечтали. А раскрывать преступления надо было.

– На месте происшествия учитесь играть со светом – учили нас в школе милиции, – рассказывает Юрий Михайлович. – Вот, допустим, вдавленный след на земле, а освещение плохое. Вспышки у фотоаппаратов были, но если снимать сверху, получается «плоскостопие» – нет рельефа. При солнечной погоде проще, а в темноте… Приносили зеркало, делали угол наклона, чтоб чётко видно было, тут же масштабную линейку. Сфотографировать мало, потом еще надо гипсовый слепок сделать. Важно, какая температура – мороз – не мороз. Случалось, вечером еще водичка была, утром след замерзший, а надо гипсом заливать, гипс примерзает ко льду. Первое время никак не пойму, что же делать. Потом догадался: нужна разница температур. Купил сухой спирт (в таблетках), зажигаешь пару штук, гоняешь, гоняешь… Все, есть результат.

Одно удовольствие слушать Ю. Агеева: глаза горят, руки творят пантомиму, а ты вместе с ним словно участвуешь в увлекательном процессе.

Интересных случаев у Юрия Михайловича припасено немало. Вот, к примеру, такой. На КЗАМЭ была совершена кража, надо пройти по следу преступника – где тот пролезал, где «пальчики» оставил. Мало их обнаружить, еще надо грамотно и качественно изъять. Выдавали тогда экспертам пленку, но она толстая была: хорошо работать, если поверхность ровная, а на рельефной как следует не прижмешь. Опять смекалка помогла. Увидел Ю. Агеев у начальника охраны рулон скотча – сейчас-то им никого не удивишь, а раньше в магазинах не было, на заводе для обмотки использовался. Попросил, если есть возможность, для экспертов поделиться.

Позже приехали с инспекцией коллеги-москвичи, попросили показать содержимое чемоданов криминалистов. Там – скотч.

– А это зачем?

– Пальчики изымать, не пробовали?

Спустя какое-то время в чемоданах для экспертов, которые комплектовали в Москве, появился скотч.

«Выпускай собаку! Уйдут!»

За преступниками Юрий Михайлович не гонялся, функции у эксперта-криминалиста другие, но было дело, когда воров взяли неожиданно для всех тепленькими, с поличным.

Зимой Ю. Агеев, кинолог с собакой и водитель следовали в Мещовск на осмотр места происшествия: злоумышленники магазин опустошили. Годы тотального дефицита, но райпотребсоюз районы умудрялся обеспечивать. И вот она, стеклянная витрина, по ту сторону которой вожделенные магнитолы, приемники, и никакой сигнализации, лишь сторож на два объекта: на магазин и кафе, оба и обчистили.

Едут калужане в район глухой ночью в метель, проехали остановку, на которой двое стоят с большими сумками. Как сейчас, Юрий Михайлович помнит:

– Я водителю говорю: «Давай-ка развернем, что-то мне это не нравится. А те, увидев нас, в бега. Я кинологу кричу: «Выпускай собаку! Уйдут!» Вещи-то они побросали, кого потом привлекать? А оружие нам тогда не выдавали, в чемодане один фонарь, в кармане – второй.

То еще приключение, но все удачно сложилось: ночных «путешественников» убедили проследовать в райотдел милиции для формальной проверки личностей. А там уже собралась следственная группа, готовая выехать на место происшествия.

– Кого это вы привезли? – спросил начальник.

– Наверно, тех, кого искать будете.

Так оно и вышло. Коллеги задержанными занялись, а Ю. Агеев своим непосредственным делом – следы преступления изымал, фиксировал показания воров на месте, куда да как залезли, что взяли.

Когда вернулись в Калугу из района, уже местному руководству сообщение по телетайпу пришло: такие-то задержаны, все следственные мероприятия проведены. А вскоре и приказ вышел о присвоении Юрию Михайловичу звания «Отличник милиции».

Сплошные юбилеи

Пришел Ю. Агеев на службу простым экспертом в звании лейтенанта, а закончил милицейскую карьеру полковником в должности заместителя начальника экспертно-криминалистического центра областного УМВД – 36 лет чисто милицейского стажа. Пенсия нагрянула, пора было уступать место молодым, ушел в 60 лет. Но не на покой: еще пять лет на вольнонаемной должности делился бесценным опытом с новым поколением. С гордостью показывает Юрий Михайлович медаль «За патриотическое воспитание молодежи». И сейчас ветерана в коллективе не забывают – он здесь всегда почетный гость.

– Этот год у меня урожайный на юбилеи, – говорит Ю. Агеев. – В марте было 100 лет криминалистике, в июне – 50 лет со дня свадьбы и в декабре 75 лет исполнится мне.

Свой след Юрий Михайлович оставил на Калужской земле – светлый, добрый. Только и остается пожелать ему крепкого здоровья.

член Общественного совета

при УМВД России по Калужской области

Людмила Стаценко

Новость на сайте МВД Калужской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:05:24 10:01 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Калужская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Калужская область

Последние новости

Все новости