Работу дежурных частей системы МВД, пожалуй, трудно сравнить по интенсивности и ответственности с любой другой диспетчерской службой. Круглосуточно, без перерывов и праздников, здесь принимают сотни и тысячи важнейших звонков. После соединения с абонентом и фразы «Алло, это полиция?» начинает действовать объемный, но четко выстроенный алгоритм. Его принципы скрыты от посторонних глаз. И, зачастую, сообщив о происшествии, мы даже не подозреваем, какие усилия прилагаются для того, чтобы полноценно «отработать» один-единственный вызов.
Огромный монитор с одновременной трансляцией сразу нескольких десятков видеопотоков, спецаппаратура для связи, несколько программно-технических комплексов, сопряженных с геолокацией патрульных экипажей – приметы современной дежурной части. Автоматизация процесса обработки сообщений, конечно, важна. Тем не менее, пока что в трубке - живой голос оператора. И от его способностей зависит то, как быстро стражи порядка окажут помощь, установят злоумышленников, в конечном счете, раскроют преступление. «Поэтому, - комментирует начальник дежурной смены УМВД России по Петрозаводску Олег Горобинский, - чтобы освоиться на месте дежурного требуется не один месяц практики. Здесь работают люди, умеющие быстро принимать решение, психологически подготовленные, по-настоящему стрессоустойчивые и, что немаловажно, способные именно к общению с людьми».
Несколько сотен звонков в течение одних суток – этот показатель будних дней озвучивает заместитель начальника полиции УМВД России по городу Петрозаводску Сергей Типунов. Он приводит средние данные статистики, иногда они резко повышаются. К тому же, качество этих сообщений различно. Но даже того, кто звонит «не по адресу» или нетрезвого абонента здесь выслушают и примут меры.
Работа дежурной части не ограничивается приемом телефонных звонков. В это подразделение обращаются также те, кто заполняет письменные заявления в органы внутренних дел. Несмотря на то, что в полицию можно сообщить о противоправных действиях через специальную форму на сайте МВД, количество посетителей, которые обращаются вживую, также остается достаточно высоким.
Исторически эти подразделения соотносят с управами благочиния, а затем «съезжими домами», в которых в те века, также как и сегодня, аккумулировался поток сообщений граждан - к примеру, в каждой части города был частный пристав, дом которого должен быть «отперт днем и ночью ради слушания нужд». Таким образом, уже в XVIII-XIX веках перед полицейскими органами России ставилась задача по созданию в своей структуре службы, способной в любое время суток должным образом реагировать на изменение обстановки.
В День образования дежурных частей в системе МВД всем ныне действующим сотрудникам подразделения и ветеранам желаем энергии, здоровья, благополучия.